«

»

Сен 10 2017

Судьба двух вокзалов (железнодорожные станции Верхотурье и Серов)

вокзал_Верхотурье_vokzal_Verkhotur'ye

Вокзал Верхотурье.

 

В январе 2015 г. мы ездили в Верхотурье на электричке. Здание вокзала железнодорожной станции Верхотурье тогда было на реставрации. Снаружи, на центральной каменной части здания снята штукатурка до кирпичей, а деревянные фланги частично обшиты каким-то материалом, в темноте было не разобрать, возможно, утеплителем. Вход был открыт только с торца правого крыла в крохотный зал ожидания и кассу.

 

реконструкция_вокзала_Верхотурье_rekonstruktsiya_vokzala_Verkhotur'ye

Вид с перрона на вокзал Верхотурье во время его реконструкции, январь 2015 г.

реконструкция_вокзала_Верхотурье_rekonstruktsiya_vokzala_Verkhotur'ye

Вид с автобусной остановки на железнодорожный вокзал Верхотурье во время его реконструкции, январь 2015 г.

Тусклый свет в зале ожидания освещал лепной орнамент на потолке и стенах.

украшение_потолка_ukrashenie_potolka

Украшение потолка в зале ожидания вокзала Верхотурье.

лепной_орнамент_lepnoy_ornament

Лепной орнамент на стенах.

Тогда я думала, сохранят ли при ремонте вокзала все «архитектурные излишества». Дело в том, что у нас в Серове точно такой же вокзал был, но после ремонтов и последней реконструкции в 2010 году архитектурного декора почти не осталось.

 

Прошлое двух вокзалов

А начиналась история этих вокзалов в далёком 1906 г., когда была открыта ширококолейная Богословская железная дорога от станции Гороблагодатская (г. Кушва) до станции Надеждинский завод (ныне ст. Серов), строительство которой длилось три года с 1903-го. От Надеждинского завода до Богословска (ныне г. Карпинск) ранее уже была проложена узкоколейная железная дорога, Богословско-Сосьвинская (я писала о ней здесь). Богословская железная дорога должна была соединить предприятия Богословского горного округа на Северном Урале с общероссийской сетью железных дорог.

на_вокзале_Надеждинский_завод_na_vokzale_Nadezhdinskiy_zavod

Служащие Богословской железной дороги на железнодорожном вокзале Надеждинский завод (примерно 1908-1910 г.г.). Фото с сайта www.adm-serov.ru.

Интересная деталь на фотографии – под вывеской с названием станции, другая вывеска поменьше — «Сберегательная касса».

Вокзалы в Верхотурье и Надеждинском заводе построены по одному проекту. К сожалению, мне не удалось найти информацию об авторе проекта.

«Здание вокзала симметричное, центральная часть — двухэтажная кирпичная, в стиле модерн с элементами, присущими французскому классицизму XVII века; по бокам два одноэтажных деревянных флигеля, архитектурный облик которых свойственен деревянной архитектуре народного жилища XVII-XVIII вв». Источник — сайт «КиберЛенинка», статья Никифорова Ю.А. и Наливайко Ю.В. «Архитектурное наследие железнодорожных вокзалов Уральского региона».

Это самые красивые вокзалы на Богословской железной дороге.

вокзал_Надеждинский_завод_vokzal_Nadezhdinskiy_zavod

Вокзал Надеждинский завод (ныне ст. Серов) начало XX в. Фото с сайта NeuAuction.

Очевидно, в советское время кирпичная часть здания вокзала была оштукатурена.

вокзал_станции_Серов_vokzal_stantsii_Serov

Вокзал станции Серов, 1964 г.

Это фото я пере фотографировала с экспозиции «Свердловская дирекция железнодорожных вокзалов. История и современность», расположенной в фойе на втором этаже железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. О той экспозиции я писала здесь.

С детства я помню наш вокзал именно таким. Каждый день мимо него ходила в школу. В правом крыле располагался ресторан и буфет (сейчас здесь кассы). Мы в том буфете покупали вкусные турбинки. В левом крыле, как и сейчас, был зал ожидания.

«Раздевать» здание вокзала начали в постсоветское время, сначала убрали декоративные украшения на фронтонах деревянных флигелей. А потом в 2010 г. и вовсе деревянные флигели разобрали, а на их месте построили шлакоблочные, обив их сайдингом. Как хоть ума хватило центральную часть не перестроить. В общем, сделали на ж/д вокзале в Серове модный в то время евроремонт. Внутри конечно всё чистенько, аккуратно, но никакой лепнины, никакой индивидуальности.

железнодорожный_вокзал_в_г._Серов_zheleznodorozhnyy_vokzal_v_g._Serov

Железнодорожный вокзал в г. Серове во время реконструкции, 2010 г.

Железнодорожную станцию Верхотурье построили не в самом городе, а километрах в пяти от него. В 1904 г. при строительстве Богословской железной дороги, при строящейся станции Верхотурье был основан посёлок Привокзальный. Станция Верхотурье находится примерно на середине пути между Кушвой и Серовом.

Старинных дореволюционных или советского времени фотографий железнодорожной станции Верхотурье я не нашла.

Так выглядел вокзал на станции Верхотурье до ремонта.

вокзал_Верхотурье_до_реконструкции_vokzal_Verkhotur'ye_do_rekonstruktsii

Вокзал Верхотурье, 2007 г. (фото с сайта //ru-railway.livejournal.com/).

 

Судьба двух вокзалов

Железнодорожная станция Серов

В советское время станция Серов была «оживлённым» железнодорожным узлом. Не помню, чтобы пути пустовали, всегда стояли, прибывали или отходили составы пассажирских поездов дальнего следования, пригородные электрички, товарные составы.

Из Википедии:

«Серов является важнейшим транспортным узлом на севере Свердловской области. Здесь пересекается железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. От города расходятся 4 железнодорожные ветки…»

Возможно, поэтому в интернете можно найти старые фотографии Серовского (Надеждинского) ж/д вокзала.

С оптимизацией на РЖД в начале XXI века многие поезда и электрички были отменены, и как-то опустели станционные железнодорожные пути.

железнодорожная_станция_Серов_zheleznodorozhnaya_stantsiya_Serov

Железнодорожная станция Серов, вид с моста, что над ж/д путями, 2013 г.

водонапорная_башня_vodonapornaya_bashnya

Вид с моста на водонапорную башню, 2013 г.

Надо полагать водонапорная башня ровесница железнодорожного вокзала. На старом фото начала XX века её видно.

железнодорожный_вокзал_в_Серове_zheleznodorozhnyy_vokzal_v_Serove

Вид с перрона на здание железнодорожного вокзала ст. Серов, 2017 г.

Эхо советской эпохи – скульптуры физкультурников, сохранились на перроне.

скульптура_лыжника_skul'ptura_lyzhnika

Скульптура лыжника на перроне вокзала в Серове.

скульптура_лыжницы_skul'ptura_lyzhnitsy

Скульптура лыжницы на перроне вокзала в Серове.

Если с перрона вокзал ещё более-менее сносно смотрится, лыжники отвлекают на себя внимание, то со стороны города позорно.

железнодорожный_вокзал_в_Серове_zheleznodorozhnyy_vokzal_v_Serove

Видно, что на кровле центральной части вокзала проступила ржавчина, и штукатурка на стенах местами отвалилась, асфальт весь в ямах. Пора ремонт делать, а то дыра-дырой.

Украшение привокзальной площади – круглый сквер с вековыми лиственницами и берёзами. Не стриженые газоны сквера превращают его в джунгли, но круглые цветущие клумбы вносят нотку цивильности, радуя глаз. А вокзал из сквера выглядит даже интересно.

привокзальный_сквер_privokzal'nyy_skver

Привокзальный сквер в Серове.

Написала про сквер и испугалась, как бы его не постигла та же участь, что и сквер у центральной почты, который вырубили за два дня. Конечно, сквер у вокзала хорошо бы облагородить, сформировав красивую крону кустам, удалив засохшие и повреждённые ветки, подстричь газоны.

Сквер огорожен чугунным забором, сделанным на нашем металлургическом заводе, возможно ещё тогда в начале XX века при строительстве вокзала. Пролёты ограждения чередуются с рельефными чугунными плитами с изображением символа металлургии сталеразливочного ковша. На плитах отлит также год 1896 — это год, когда завод начал выпускать свою продукцию.

«19 января 1896 года была получена первая сталь, а 3 марта того же года прокатаны первые железнодорожные рельсы. Надеждинский сталерельсовый завод вступил в промышленную эксплуатацию и стал обеспечивать рельсами строительство Транссибирской железной дороги». Источник – сайт ПАО «Надеждинский металлургический завод».

ограждение_сквера_ograzhdenie_skvera

 

Железнодорожная станция Верхотурье

Верхотурье в XX веке превратился из уездного города в посёлок (в 1926 г.). А надо сказать, что Верхотурский уезд в XVIII веке был самым большим уездом в России — «он включал практически всю, населённую русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке». (Википедия).

Статус города Верхотурью вернули только в 1947 году, в связи с 350-летием со дня основания. Но пока в конце XX в. не изменилась политика нашего государства в отношении к церкви и не началось восстановление верхотурских храмов и монастырей, город оставался «деревня-деревней» — как сказал о нём мой папа (хотя и Серов не столица 🙂 ); с исправительными колониями и множеством полуразрушенных храмов; ничем не примечательным и не интересным городом в стране атеистов. Крупной промышленности, которая бы развивала город, в Верхотурье тоже не было. А значит, мало, кто туда ездил, видимо, поэтому и старых фотографий железнодорожного вокзала станции Верхотурье не найти.

Сейчас многое изменилось, в России начал развиваться внутренний туризм, все обратили внимание на историческую ценность Верхотурья, а правительство Свердловской области создало целевую программу «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала»», городу стали выделять деньги на восстановление и развитие. В Верхотурье поехали паломники и туристы, к тому же у каждого сейчас есть фотоаппарат или смартфон, а потому в сети можно найти много современных фотографий железнодорожного вокзала Верхотурье.

В 1991 г. здание железнодорожного вокзала Верхотурье приобрело статус памятника культуры областного значения.

Я ещё вас не слишком утомила? Обещала рассказать, каким стал железнодорожный вокзал в Верхотурье после реконструкции, а сама гружу вас всякими байками.

В общем вот он, как из сказки терем, как праздничный торт. В июле 2017 г., когда ездили в Верхотурье, специально заехали в Привокзальный посёлок, чтобы оценить результаты реконструкции вокзала.

железнодорожный_вокзал_ст._Верхотурье_zheleznodorozhnyy_vokzal_st._Verkhotur'ye

Вид из сквера на железнодорожный вокзал ст. Верхотурье, 2017 г.

Кстати, сходство железнодорожных станций Верхотурье и Серов наблюдается не только в архитектуре здания вокзала, но и в привокзальной территории. В Верхотурье тоже есть круглый сквер перед вокзалом. Только в нём нет вековых деревьев, лишь несколько молоденьких сосенок.

привокзальный_сквер_privokzal'nyy_skver

Привокзальный сквер ст. Верхотурье.

Зато в центре круглого сквера на станции Верхотурье настоящая достопримечательность – мемориал Великой Отечественной войны.

памятник_в_привокзальном_сквере_pamyatnik_v_privokzal'nom_skvere

Вы не находите, что это очень напоминает скульптуру «Воина-освободителя», что стоит в берлинском Трептов-парке. Тоже советский солдат с девочкой на руке, только тот воин-освободитель в правой руке держит меч и ногой попирает фашистскую свастику, а верхотурский — вместо меча держит автомат и стоит на своей земле. Оказывается, в эскизе памятника воину-освободителю, солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина скульптор Е.В.Вучетич заменил автомат мечом.

Вообще, когда я оказалась на привокзальной площади ж/д станции Верхотурье, была поражена, сколько сходства со станцией Серов. Мне кажется, привокзальные территории этих двух станций изначально проектировалась тоже по одному проекту. И в Верхотурье (в посёлке Привокзальном) и в Серове на улице, расположенной параллельно железной дороге перед сквером вот такие деревянные одноэтажные дома, украшенные таким же декором, что и деревянные флигели вокзала.

жилой_дом_у_вокзала_zhiloy_dom_u_vokzala

Жилой дом у вокзала ж/д станции Верхотурье.

Правда в Серове остался только один такой дом у вокзала, и тот в ужасном состоянии. Жители этого барака, наверное, ждут — не дождутся переселения по программе переселения из ветхого и аварийного жилья.

жилой_дом_у_вокзала_zhiloy_dom_u_vokzala

Жилой дом у вокзала ж/д станции Серов.

Надо сказать, что такие деревянные, декорированные дома были построены не только на двух станциях: Надеждинск и Верхотурье Богословской железной дороги, на других станциях тоже возводили такие дома для железнодорожников, и называли их казармы. Как впрочем и водонапорные башни, тоже однотипные. Как пример сравните станционные сооружения на ст. Вагранская здесь, построенные также в 1906 г. при прокладке Богословской железной дороги. 

А теперь рассмотрим отреставрированный вокзал Верхотурья поближе.

железнодорожный_вокзал_Верхотурье_zheleznodorozhnyy_vokzal_Verkhotur'ye

Заметила, что над входом в вокзал со стороны посёлка сделали балкон.

вокзал_Верхотурье_vokzal_Verkhotur'ye

После реконструкции над входом в вокзал появился балкон.

До реставрации был простой двускатный козырёк, опирающийся на колонны. Интересно был ли балкон в изначальном варианте в начале прошлого века?

реконструкция_вокзала_Верхотурье_rekonstruktsiya_vokzala_Verkhotur'ye

Вход в вокзал во время реконструкции.

Заходим в здание вокзала. Мы в восторге, вся лепнина на месте, молодцы, сохранили. И в то же время есть все современные прибамбасы для удобства и безопасности, положенные на вокзалах. На реконструкцию вокзала, на ремонт и обновление инфраструктуры пассажирского комплекса железнодорожной станции Верхотурье было выделено 135 млн. руб.

кассовый_зал_kassovyy_zal

Кассовый зал.

лепной_декор_lepnoy_dekor

Лепной декор в кассовом зале.

зал_ожидания_zal_ozhidaniya

Зал ожидания.

лепной_орнамент_lepnoy_ornament

Лепной орнамент на стенах в зале ожидания.

картина_kartina

Картина в зале ожидания.

Для путешественников на стене висит карта железной дороги с изображением основных достопримечательностей Верхотурья и Верхотурского района.

карта_karta

Выходим на перрон. Центральная часть здания вокзала впечатляет. Двери, под старину, а наверху над окнами икона святого преподобного Симеона Верхотурского. Правда с крыльцом что-то не то, денег, что ли не хватило крыльцо шире сделать, левая дверь, будто в воздухе висит.

ж/д_вокзал_Верхотурье_zh/d_vokzal_Verkhotur'ye

Прогулялись по перрону, всё чисто, красиво. О, водонапорная башня почти на том же месте, что и на станции Серов.

на_перроне_Верхотурье_na_perrone_Verkhotur'ye

На перроне железнодорожной станции Верхотурье.

Вокзал ст. Верхотурье нам очень понравился, остались довольны проведённой реконструкцией, тем, что историческое здание сохранено со всеми декоративными украшениями. Везде бы так относились к культурному наследию.

Такая вот разная судьба у двух вокзалов-близнецов.

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

48 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Ольга

    О, в Верхотурье вокзал — настоящее произведение искусства. Поразило, что внутри ВСЮ лепнину сохранили. Ведь узор насыщенный и времени и средств на установление пошло много.
    По поводу сайдинга одно могу сказать: никак эта технология не вяжется с историческими достопримечательностями. Но, похоже, принцип простоты и дешевизны побеждает. Вот и «реставрируют» у нас многие исторические здания таким образом, сразу теряя их ценность, нанося урон архитектуре.
    Валя, а турбинки это что?

    1. Валентина Гриценко

      Оля, турбинки — это пирожные из песочного теста с прослойкой фруктового джема и посыпанные сахарной пудрой.

      1. Ольга

        Ааа, у нас тоже были похожие. Только посыпка была из песочной крошки, наверное высушенных остатков тех же пироженок.

      2. Наталья

        Валентина, а у нас такие пирожные назывались полоски.

  2. Алексей

    История развития железных дорог в России наиболее наглядно прослеживается в архитектуре инфраструктуры этой отрасли. Пассажирские перевозки стали не такими востребованными, как ещё 60-70 лет назад. Станционные службы РЖД утратили интерес к тому, чтобы вокзалы выглядели престижно. А престижно они выглядят тогда, когда сохраняется архитектурная задумка их создателей. Наступило время серой монотонности.

    1. Валентина Гриценко

      Вы правы, сеть автодорог расширяется, многие отдают предпочтение автотранспорту, РЖД не заинтересовано в «сохранении архитектурных задумок создателей» станционных зданий.

  3. Александр Каратаев

    Привокзальные круглые газоны — это наверное всеобщая тенденция. У нас тоже такой есть — на Алматы-1 не помню сейчас точно, а вот на Алматы-2 точно есть.
    На фотографии «Вид с перрона на вокзал Верхотурье во время его реконструкции, январь 2015 г.» вокзал вообще смотрится очень красиво и похож на Рождественскую или Новогоднюю открытку!
    Кстати, на картине в зале ожидания мне показалось, что есть там балкон, по всей видимости — он изначально был предусмотрен проектом. Только мне непонятно, когда я вижу подобные балконы, то не могу представить, чтобы ими пользовались…

    1. Валентина Гриценко

      Может потому балкон когда-то и убрали, что им не пользовались.

      1. Александр Каратаев

        У нас в городе, даже в некоторых зданиях новой постройки подобные балконы присутствуют. Если бы я там работал, в смысле в этом здании, я бы туда покурить выходил… 🙂

    2. Наталья

      Точно, Александр, на Рождественскую открытку похоже.
      Я даже не сразу поняла, что на стенах утеплитель закреплён.

  4. Татьяна

    Интересное исследование! Любопытно, что здания вокзалов в России строились на рубеже XIX-XX веков при активном развитии российских железных дорог. В большинстве случаев вокзалы по сей день служат верой и правдой не только выполняя своё прямое назначение, но они ещё и истинное украшение города, посёлка, станции…

    1. Валентина Гриценко

      По сути вокзалы были лицом города, ведь это первое здание, которое встречало приезжающих по железной дороге.

  5. Софья

    Очень понравился после реконструкции вокзал станции Верхотурье. Кто-то из руководства очень расщедрился и выделил такие огромные деньги, но оно того стоит! Сразу другое отношение к городу появляется! И такой милый балкончик, наверно задумывался, что станционный смотритель на него будет выходить…

    1. Валентина Гриценко

      А мне почему-то представилось, как какой-нибудь большевик на том балконе речь толкает, по-ленински вытянув вперёд руку. 🙂

  6. Анна

    Спасибо за интересную историю вокзалов . Классные фотограрафии. А сами вокзалы, словно из сказки!!

    1. Валентина Гриценко

      Да, вид у отреставрированного вокзала сказочный.

  7. Мария Анашина

    Вот умеют у нас, если захотят, все отреставрировать. Правда, нет-нет, все-таки что-нибудь для критики обязательно оставят. Но вообще — молодцы.

    1. Валентина Гриценко

      Великое дело, когда желание совпадает с возможностью. 🙂 Действительно молодцы, порадовали.

  8. Сергей

    Валентина, исторические очерки у тебя всегда хорошо удаются. И этот рассказ про братья-вокзалы тоже. Интересно было почитать об обычных, вроде бы, зданиях с такой долгой судьбой.

    Мне тоже фотка «Вид с перрона на вокзал Верхотурье во время его реконструкции, январь 2015 г.» напомнила новогоднюю открытку: окошки тёплым свето светятся. На советских открытках домики именно так рисовали. 🙂

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Сергей, за добрые слова. А мне на той фотографии снежинки на фоне синего неба понравились.

  9. Елена Асташкевич

    Спасибо за такой интересный (Очень!) экскурс в историю. А какой вокзал красивый! Как игрушка)))

    1. Валентина Гриценко

      Елена, спасибо за отзыв. Вокзал, действительно, словно игрушечный стал.

  10. Константин

    Деревянный Надеждинский вокзал выглядел очень интересно. Реконструкция, конечно, сохранила формы, но вот материал… на мой взгляд, сайдинг практически всегда всё портит, т.к. смотрится дешево и при этом всем понятно, что под ним — разруха.

    1. Валентина Гриценко

      Да, исторические здания, которые могли бы стать памятниками архитектуры, одевать в сайдинг — кощунство.

  11. Александр

    Красивые вокзалы!
    Наши предки строили хорошо и строили на Века и многое из того, что было ими построено, служит исправно людям до сих пор.
    И послужит наверное ещё не одно десятилетие…

    1. Валентина Гриценко

      Прослужит, если будем беречь это наследие.

  12. land_driver

    Какое красивое здание вокзала. Помню, мои коллеги выбирали город, в котором открывать филиал организации. Приехали в один город, потом в другой — не очень. А приехали в Казань , оказались на вокзале и поняли — филиал будем открывать иенно в этом городе!

    1. Валентина Гриценко

      Говорят, первое впечатление — самое правильное, так и с городами.

  13. Людмила

    Ой, какой сказочный вид, как открыла обомлела: предНовогодьем пахнуло :)) жаль что здание «осовременели» Стало может и лучше, но что-то утеряно… безвозвратно

    1. Валентина Гриценко

      В Серове вокзал, да, потерял свою «харизму», если так можно сказать о здании. А Верхотурье по моему удалось это сохранить.

  14. Иван

    Сохранить историческую уникальность при ремонте и реконструкции очень сложно. Но порой это удается.

    1. Валентина Гриценко

      Замечательно, когда это удаётся — сохранить историческую уникальность.

  15. Людмила

    Лыжники на вокзале — это здорово ! А как же край то лыжный, снежный ! Сразу видно , правда я там ещё не была …

    1. Валентина Гриценко

      Это я вам скажу упущение. 🙂 На Урале стоит побывать.

  16. Светлана Ранджелович

    Хочу сказать огромное спасибо за знакомство с необычной архитектурой Урала — ещё давно, когда мы много ездили по Свердловской области, обратили внимание, как отличаются и дома, и церкви от тех, что у нас на Северо-Западе. Вокзалы очень необычные. Такое надо, конечно, беречь…

    1. Валентина Гриценко

      Да, надо беречь. Жаль, что не все это понимают.

  17. Татьяна

    Очень живописный вокзальчик.

    1. Валентина Гриценко

      Да, словно сказочный теремок.

  18. Алекс

    Есть старое фото этого вокзала. Но как переслать? Опубликую на своем сайте в разделе блог.

    1. Валентина Гриценко

      Здравствуйте, Алекс. Вы говорите о старом фото вокзала в Верхотурье? Интересно посмотреть, но не нашла его у вас на сайте.

  19. Владимир

    Уважаемая , Ольга. Я родился и жил в поселке ст. Верхотурье. Уточнение: родился , наверно, в род. доме г. Верхотурье. В 1957-8 г. наша семья переехала. Сейчас «забрел» на этот сайт. Мне очень понравилось. Спасибо.

    1. Валентина Гриценко

      Владимир, рада, что сайт понравился. Только автора сайта зовут не Ольга, а Валентина.

  20. Алекскей

    Эх, а ведь тут в Верхотурье раньше узкоколейка была. Начиналась с химзавода, через калачик и шла в лес.
    Использовалась в том числе и для строительства плотины. В десятых годах от неё только насыпь и шпалы остались.

    1. Валентина Гриценко

      Алексей, спасибо за комментарий. Про узкоколейку в Верхотурье не знала.

  21. rubia_maria

    Эх, были и у нас в Клину при станции красивые деревянные дома. Спалили в позапрошлом году(
    А про лыжников — это Вы зря. Скульптуры 50х — это же фактически памятник дятловцам, которые на серовском вокзале останавливались по пути в Ивдель и оставили о нем записи в дневниках. Вот интересно: скульптуры их застали, или были установлены все-таки позже?

    1. Валентина Гриценко

      Не думаю, что скульптуры лыжников на вокзале в Серове — это памятник дятловцам. Мы о группе Дятлова узнали, как и весь народ уже в постсоветское время, когда в прессе широко стали муссировать тайну гибели туристов на перевале. А вот ваш вопрос, когда были установлены скульптуры на вокзале меня тоже заинтересовал. Попробую поискать фотографии того периода. В статье показана фотография 1964 года уже со скульптурами.

  22. Ирина

    Жалею, что не прочли эту заметку раньше, иначе непременно зашли бы внутрь. Вокзал в Верхотурье действительно чудо! Правда, нам показалось, что строили его пленные немцы: уж очень дизайн европейский, как в средневековых германских домиках. Очень жалко разрушающиеся здания на привокзальной площади. Одно совершенно заброшено, в другом живут люди, которые ждут не дождутся сноса(((

    1. Валентина Гриценко

      Ирина, вокзал строился в 1903-1906 г.г., ещё до первой мировой войны. Так что пленных немцев тогда ещё не было.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *