В январе 2015 г. мы ездили в Верхотурье на электричке. Здание вокзала железнодорожной станции Верхотурье тогда было на реставрации. Снаружи, на центральной каменной части здания снята штукатурка до кирпичей, а деревянные фланги частично обшиты каким-то материалом, в темноте было не разобрать, возможно, утеплителем. Вход был открыт только с торца правого крыла в крохотный зал ожидания и кассу.
Тусклый свет в зале ожидания освещал лепной орнамент на потолке и стенах.
Тогда я думала, сохранят ли при ремонте вокзала все «архитектурные излишества». Дело в том, что у нас в Серове точно такой же вокзал был, но после ремонтов и последней реконструкции в 2010 году архитектурного декора почти не осталось.
Прошлое двух вокзалов
А начиналась история этих вокзалов в далёком 1906 г., когда была открыта ширококолейная Богословская железная дорога от станции Гороблагодатская (г. Кушва) до станции Надеждинский завод (ныне ст. Серов), строительство которой длилось три года с 1903-го. От Надеждинского завода до Богословска (ныне г. Карпинск) ранее уже была проложена узкоколейная железная дорога, Богословско-Сосьвинская (я писала о ней здесь). Богословская железная дорога должна была соединить предприятия Богословского горного округа на Северном Урале с общероссийской сетью железных дорог.
Интересная деталь на фотографии – под вывеской с названием станции, другая вывеска поменьше — «Сберегательная касса».
Вокзалы в Верхотурье и Надеждинском заводе построены по одному проекту. К сожалению, мне не удалось найти информацию об авторе проекта.
«Здание вокзала симметричное, центральная часть — двухэтажная кирпичная, в стиле модерн с элементами, присущими французскому классицизму XVII века; по бокам два одноэтажных деревянных флигеля, архитектурный облик которых свойственен деревянной архитектуре народного жилища XVII-XVIII вв». Источник — сайт «КиберЛенинка», статья Никифорова Ю.А. и Наливайко Ю.В. «Архитектурное наследие железнодорожных вокзалов Уральского региона».
Это самые красивые вокзалы на Богословской железной дороге.
Очевидно, в советское время кирпичная часть здания вокзала была оштукатурена.
Это фото я пере фотографировала с экспозиции «Свердловская дирекция железнодорожных вокзалов. История и современность», расположенной в фойе на втором этаже железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. О той экспозиции я писала здесь.
С детства я помню наш вокзал именно таким. Каждый день мимо него ходила в школу. В правом крыле располагался ресторан и буфет (сейчас здесь кассы). Мы в том буфете покупали вкусные турбинки. В левом крыле, как и сейчас, был зал ожидания.
«Раздевать» здание вокзала начали в постсоветское время, сначала убрали декоративные украшения на фронтонах деревянных флигелей. А потом в 2010 г. и вовсе деревянные флигели разобрали, а на их месте построили шлакоблочные, обив их сайдингом. Как хоть ума хватило центральную часть не перестроить. В общем, сделали на ж/д вокзале в Серове модный в то время евроремонт. Внутри конечно всё чистенько, аккуратно, но никакой лепнины, никакой индивидуальности.
Железнодорожную станцию Верхотурье построили не в самом городе, а километрах в пяти от него. В 1904 г. при строительстве Богословской железной дороги, при строящейся станции Верхотурье был основан посёлок Привокзальный. Станция Верхотурье находится примерно на середине пути между Кушвой и Серовом.
Старинных дореволюционных или советского времени фотографий железнодорожной станции Верхотурье я не нашла.
Так выглядел вокзал на станции Верхотурье до ремонта.
Судьба двух вокзалов
Железнодорожная станция Серов
В советское время станция Серов была «оживлённым» железнодорожным узлом. Не помню, чтобы пути пустовали, всегда стояли, прибывали или отходили составы пассажирских поездов дальнего следования, пригородные электрички, товарные составы.
Из Википедии:
«Серов является важнейшим транспортным узлом на севере Свердловской области. Здесь пересекается железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. От города расходятся 4 железнодорожные ветки…»
Возможно, поэтому в интернете можно найти старые фотографии Серовского (Надеждинского) ж/д вокзала.
С оптимизацией на РЖД в начале XXI века многие поезда и электрички были отменены, и как-то опустели станционные железнодорожные пути.
Надо полагать водонапорная башня ровесница железнодорожного вокзала. На старом фото начала XX века её видно.
Эхо советской эпохи – скульптуры физкультурников, сохранились на перроне.
Если с перрона вокзал ещё более-менее сносно смотрится, лыжники отвлекают на себя внимание, то со стороны города позорно.
Видно, что на кровле центральной части вокзала проступила ржавчина, и штукатурка на стенах местами отвалилась, асфальт весь в ямах. Пора ремонт делать, а то дыра-дырой.
Украшение привокзальной площади – круглый сквер с вековыми лиственницами и берёзами. Не стриженые газоны сквера превращают его в джунгли, но круглые цветущие клумбы вносят нотку цивильности, радуя глаз. А вокзал из сквера выглядит даже интересно.
Написала про сквер и испугалась, как бы его не постигла та же участь, что и сквер у центральной почты, который вырубили за два дня. Конечно, сквер у вокзала хорошо бы облагородить, сформировав красивую крону кустам, удалив засохшие и повреждённые ветки, подстричь газоны.
Сквер огорожен чугунным забором, сделанным на нашем металлургическом заводе, возможно ещё тогда в начале XX века при строительстве вокзала. Пролёты ограждения чередуются с рельефными чугунными плитами с изображением символа металлургии сталеразливочного ковша. На плитах отлит также год 1896 — это год, когда завод начал выпускать свою продукцию.
«19 января 1896 года была получена первая сталь, а 3 марта того же года прокатаны первые железнодорожные рельсы. Надеждинский сталерельсовый завод вступил в промышленную эксплуатацию и стал обеспечивать рельсами строительство Транссибирской железной дороги». Источник – сайт ПАО «Надеждинский металлургический завод».
Железнодорожная станция Верхотурье
Верхотурье в XX веке превратился из уездного города в посёлок (в 1926 г.). А надо сказать, что Верхотурский уезд в XVIII веке был самым большим уездом в России — «он включал практически всю, населённую русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке». (Википедия).
Статус города Верхотурью вернули только в 1947 году, в связи с 350-летием со дня основания. Но пока в конце XX в. не изменилась политика нашего государства в отношении к церкви и не началось восстановление верхотурских храмов и монастырей, город оставался «деревня-деревней» — как сказал о нём мой папа (хотя и Серов не столица 🙂 ); с исправительными колониями и множеством полуразрушенных храмов; ничем не примечательным и не интересным городом в стране атеистов. Крупной промышленности, которая бы развивала город, в Верхотурье тоже не было. А значит, мало, кто туда ездил, видимо, поэтому и старых фотографий железнодорожного вокзала станции Верхотурье не найти.
Сейчас многое изменилось, в России начал развиваться внутренний туризм, все обратили внимание на историческую ценность Верхотурья, а правительство Свердловской области создало целевую программу «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала»», городу стали выделять деньги на восстановление и развитие. В Верхотурье поехали паломники и туристы, к тому же у каждого сейчас есть фотоаппарат или смартфон, а потому в сети можно найти много современных фотографий железнодорожного вокзала Верхотурье.
В 1991 г. здание железнодорожного вокзала Верхотурье приобрело статус памятника культуры областного значения.
Я ещё вас не слишком утомила? Обещала рассказать, каким стал железнодорожный вокзал в Верхотурье после реконструкции, а сама гружу вас всякими байками.
В общем вот он, как из сказки терем, как праздничный торт. В июле 2017 г., когда ездили в Верхотурье, специально заехали в Привокзальный посёлок, чтобы оценить результаты реконструкции вокзала.
Кстати, сходство железнодорожных станций Верхотурье и Серов наблюдается не только в архитектуре здания вокзала, но и в привокзальной территории. В Верхотурье тоже есть круглый сквер перед вокзалом. Только в нём нет вековых деревьев, лишь несколько молоденьких сосенок.
Зато в центре круглого сквера на станции Верхотурье настоящая достопримечательность – мемориал Великой Отечественной войны.
Вы не находите, что это очень напоминает скульптуру «Воина-освободителя», что стоит в берлинском Трептов-парке. Тоже советский солдат с девочкой на руке, только тот воин-освободитель в правой руке держит меч и ногой попирает фашистскую свастику, а верхотурский — вместо меча держит автомат и стоит на своей земле. Оказывается, в эскизе памятника воину-освободителю, солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина скульптор Е.В.Вучетич заменил автомат мечом.
Вообще, когда я оказалась на привокзальной площади ж/д станции Верхотурье, была поражена, сколько сходства со станцией Серов. Мне кажется, привокзальные территории этих двух станций изначально проектировалась тоже по одному проекту. И в Верхотурье (в посёлке Привокзальном) и в Серове на улице, расположенной параллельно железной дороге перед сквером вот такие деревянные одноэтажные дома, украшенные таким же декором, что и деревянные флигели вокзала.
Правда в Серове остался только один такой дом у вокзала, и тот в ужасном состоянии. Жители этого барака, наверное, ждут — не дождутся переселения по программе переселения из ветхого и аварийного жилья.
Надо сказать, что такие деревянные, декорированные дома были построены не только на двух станциях: Надеждинск и Верхотурье Богословской железной дороги, на других станциях тоже возводили такие дома для железнодорожников, и называли их казармы. Как впрочем и водонапорные башни, тоже однотипные. Как пример сравните станционные сооружения на ст. Вагранская здесь, построенные также в 1906 г. при прокладке Богословской железной дороги.
А теперь рассмотрим отреставрированный вокзал Верхотурья поближе.
Заметила, что над входом в вокзал со стороны посёлка сделали балкон.
До реставрации был простой двускатный козырёк, опирающийся на колонны. Интересно был ли балкон в изначальном варианте в начале прошлого века?
Заходим в здание вокзала. Мы в восторге, вся лепнина на месте, молодцы, сохранили. И в то же время есть все современные прибамбасы для удобства и безопасности, положенные на вокзалах. На реконструкцию вокзала, на ремонт и обновление инфраструктуры пассажирского комплекса железнодорожной станции Верхотурье было выделено 135 млн. руб.
Для путешественников на стене висит карта железной дороги с изображением основных достопримечательностей Верхотурья и Верхотурского района.
Выходим на перрон. Центральная часть здания вокзала впечатляет. Двери, под старину, а наверху над окнами икона святого преподобного Симеона Верхотурского. Правда с крыльцом что-то не то, денег, что ли не хватило крыльцо шире сделать, левая дверь, будто в воздухе висит.
Прогулялись по перрону, всё чисто, красиво. О, водонапорная башня почти на том же месте, что и на станции Серов.
Вокзал ст. Верхотурье нам очень понравился, остались довольны проведённой реконструкцией, тем, что историческое здание сохранено со всеми декоративными украшениями. Везде бы так относились к культурному наследию.
Такая вот разная судьба у двух вокзалов-близнецов.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
48 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Ольга
10.09.2017 в 13:51 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
О, в Верхотурье вокзал — настоящее произведение искусства. Поразило, что внутри ВСЮ лепнину сохранили. Ведь узор насыщенный и времени и средств на установление пошло много.
По поводу сайдинга одно могу сказать: никак эта технология не вяжется с историческими достопримечательностями. Но, похоже, принцип простоты и дешевизны побеждает. Вот и «реставрируют» у нас многие исторические здания таким образом, сразу теряя их ценность, нанося урон архитектуре.
Валя, а турбинки это что?
Валентина Гриценко
10.09.2017 в 17:06 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Оля, турбинки — это пирожные из песочного теста с прослойкой фруктового джема и посыпанные сахарной пудрой.
Ольга
10.09.2017 в 22:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ааа, у нас тоже были похожие. Только посыпка была из песочной крошки, наверное высушенных остатков тех же пироженок.
Наталья
16.09.2017 в 22:51 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, а у нас такие пирожные назывались полоски.
Алексей
10.09.2017 в 18:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
История развития железных дорог в России наиболее наглядно прослеживается в архитектуре инфраструктуры этой отрасли. Пассажирские перевозки стали не такими востребованными, как ещё 60-70 лет назад. Станционные службы РЖД утратили интерес к тому, чтобы вокзалы выглядели престижно. А престижно они выглядят тогда, когда сохраняется архитектурная задумка их создателей. Наступило время серой монотонности.
Валентина Гриценко
10.09.2017 в 20:56 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вы правы, сеть автодорог расширяется, многие отдают предпочтение автотранспорту, РЖД не заинтересовано в «сохранении архитектурных задумок создателей» станционных зданий.
Александр Каратаев
11.09.2017 в 09:19 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Привокзальные круглые газоны — это наверное всеобщая тенденция. У нас тоже такой есть — на Алматы-1 не помню сейчас точно, а вот на Алматы-2 точно есть.
На фотографии «Вид с перрона на вокзал Верхотурье во время его реконструкции, январь 2015 г.» вокзал вообще смотрится очень красиво и похож на Рождественскую или Новогоднюю открытку!
Кстати, на картине в зале ожидания мне показалось, что есть там балкон, по всей видимости — он изначально был предусмотрен проектом. Только мне непонятно, когда я вижу подобные балконы, то не могу представить, чтобы ими пользовались…
Валентина Гриценко
11.09.2017 в 10:43 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Может потому балкон когда-то и убрали, что им не пользовались.
Александр Каратаев
15.09.2017 в 16:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
У нас в городе, даже в некоторых зданиях новой постройки подобные балконы присутствуют. Если бы я там работал, в смысле в этом здании, я бы туда покурить выходил… 🙂
Наталья
16.09.2017 в 22:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Точно, Александр, на Рождественскую открытку похоже.
Я даже не сразу поняла, что на стенах утеплитель закреплён.
Татьяна
11.09.2017 в 10:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересное исследование! Любопытно, что здания вокзалов в России строились на рубеже XIX-XX веков при активном развитии российских железных дорог. В большинстве случаев вокзалы по сей день служат верой и правдой не только выполняя своё прямое назначение, но они ещё и истинное украшение города, посёлка, станции…
Валентина Гриценко
11.09.2017 в 10:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
По сути вокзалы были лицом города, ведь это первое здание, которое встречало приезжающих по железной дороге.
Софья
11.09.2017 в 15:58 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень понравился после реконструкции вокзал станции Верхотурье. Кто-то из руководства очень расщедрился и выделил такие огромные деньги, но оно того стоит! Сразу другое отношение к городу появляется! И такой милый балкончик, наверно задумывался, что станционный смотритель на него будет выходить…
Валентина Гриценко
11.09.2017 в 21:07 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А мне почему-то представилось, как какой-нибудь большевик на том балконе речь толкает, по-ленински вытянув вперёд руку. 🙂
Анна
11.09.2017 в 17:19 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за интересную историю вокзалов . Классные фотограрафии. А сами вокзалы, словно из сказки!!
Валентина Гриценко
11.09.2017 в 21:08 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, вид у отреставрированного вокзала сказочный.
Мария Анашина
11.09.2017 в 19:33 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вот умеют у нас, если захотят, все отреставрировать. Правда, нет-нет, все-таки что-нибудь для критики обязательно оставят. Но вообще — молодцы.
Валентина Гриценко
11.09.2017 в 21:11 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Великое дело, когда желание совпадает с возможностью. 🙂 Действительно молодцы, порадовали.
Сергей
13.09.2017 в 15:02 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, исторические очерки у тебя всегда хорошо удаются. И этот рассказ про братья-вокзалы тоже. Интересно было почитать об обычных, вроде бы, зданиях с такой долгой судьбой.
Мне тоже фотка «Вид с перрона на вокзал Верхотурье во время его реконструкции, январь 2015 г.» напомнила новогоднюю открытку: окошки тёплым свето светятся. На советских открытках домики именно так рисовали. 🙂
Валентина Гриценко
13.09.2017 в 21:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Сергей, за добрые слова. А мне на той фотографии снежинки на фоне синего неба понравились.
Елена Асташкевич
13.09.2017 в 23:48 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за такой интересный (Очень!) экскурс в историю. А какой вокзал красивый! Как игрушка)))
Валентина Гриценко
14.09.2017 в 08:09 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Елена, спасибо за отзыв. Вокзал, действительно, словно игрушечный стал.
Константин
14.09.2017 в 02:12 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Деревянный Надеждинский вокзал выглядел очень интересно. Реконструкция, конечно, сохранила формы, но вот материал… на мой взгляд, сайдинг практически всегда всё портит, т.к. смотрится дешево и при этом всем понятно, что под ним — разруха.
Валентина Гриценко
14.09.2017 в 08:13 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, исторические здания, которые могли бы стать памятниками архитектуры, одевать в сайдинг — кощунство.
Александр
14.09.2017 в 20:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Красивые вокзалы!
Наши предки строили хорошо и строили на Века и многое из того, что было ими построено, служит исправно людям до сих пор.
И послужит наверное ещё не одно десятилетие…
Валентина Гриценко
14.09.2017 в 21:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Прослужит, если будем беречь это наследие.
land_driver
14.09.2017 в 22:45 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Какое красивое здание вокзала. Помню, мои коллеги выбирали город, в котором открывать филиал организации. Приехали в один город, потом в другой — не очень. А приехали в Казань , оказались на вокзале и поняли — филиал будем открывать иенно в этом городе!
Валентина Гриценко
15.09.2017 в 11:32 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Говорят, первое впечатление — самое правильное, так и с городами.
Людмила
16.09.2017 в 00:01 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ой, какой сказочный вид, как открыла обомлела: предНовогодьем пахнуло :)) жаль что здание «осовременели» Стало может и лучше, но что-то утеряно… безвозвратно
Валентина Гриценко
16.09.2017 в 08:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В Серове вокзал, да, потерял свою «харизму», если так можно сказать о здании. А Верхотурье по моему удалось это сохранить.
Иван
16.09.2017 в 17:17 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Сохранить историческую уникальность при ремонте и реконструкции очень сложно. Но порой это удается.
Валентина Гриценко
18.09.2017 в 21:32 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Замечательно, когда это удаётся — сохранить историческую уникальность.
Людмила
25.09.2017 в 16:14 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Лыжники на вокзале — это здорово ! А как же край то лыжный, снежный ! Сразу видно , правда я там ещё не была …
Валентина Гриценко
25.09.2017 в 20:12 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это я вам скажу упущение. 🙂 На Урале стоит побывать.
Светлана Ранджелович
14.11.2017 в 13:41 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Хочу сказать огромное спасибо за знакомство с необычной архитектурой Урала — ещё давно, когда мы много ездили по Свердловской области, обратили внимание, как отличаются и дома, и церкви от тех, что у нас на Северо-Западе. Вокзалы очень необычные. Такое надо, конечно, беречь…
Валентина Гриценко
14.11.2017 в 14:53 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, надо беречь. Жаль, что не все это понимают.
Татьяна
30.11.2017 в 20:51 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень живописный вокзальчик.
Валентина Гриценко
30.11.2017 в 21:40 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, словно сказочный теремок.
Алекс
03.08.2018 в 17:26 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Есть старое фото этого вокзала. Но как переслать? Опубликую на своем сайте в разделе блог.
Валентина Гриценко
03.08.2018 в 18:34 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Здравствуйте, Алекс. Вы говорите о старом фото вокзала в Верхотурье? Интересно посмотреть, но не нашла его у вас на сайте.
Владимир
20.01.2019 в 18:43 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Уважаемая , Ольга. Я родился и жил в поселке ст. Верхотурье. Уточнение: родился , наверно, в род. доме г. Верхотурье. В 1957-8 г. наша семья переехала. Сейчас «забрел» на этот сайт. Мне очень понравилось. Спасибо.
Валентина Гриценко
20.01.2019 в 19:07 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Владимир, рада, что сайт понравился. Только автора сайта зовут не Ольга, а Валентина.
Алекскей
28.02.2019 в 12:33 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Эх, а ведь тут в Верхотурье раньше узкоколейка была. Начиналась с химзавода, через калачик и шла в лес.
Использовалась в том числе и для строительства плотины. В десятых годах от неё только насыпь и шпалы остались.
Валентина Гриценко
28.02.2019 в 13:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Алексей, спасибо за комментарий. Про узкоколейку в Верхотурье не знала.
rubia_maria
14.03.2019 в 20:34 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Эх, были и у нас в Клину при станции красивые деревянные дома. Спалили в позапрошлом году(
А про лыжников — это Вы зря. Скульптуры 50х — это же фактически памятник дятловцам, которые на серовском вокзале останавливались по пути в Ивдель и оставили о нем записи в дневниках. Вот интересно: скульптуры их застали, или были установлены все-таки позже?
Валентина Гриценко
14.03.2019 в 21:02 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Не думаю, что скульптуры лыжников на вокзале в Серове — это памятник дятловцам. Мы о группе Дятлова узнали, как и весь народ уже в постсоветское время, когда в прессе широко стали муссировать тайну гибели туристов на перевале. А вот ваш вопрос, когда были установлены скульптуры на вокзале меня тоже заинтересовал. Попробую поискать фотографии того периода. В статье показана фотография 1964 года уже со скульптурами.
Ирина
21.08.2019 в 21:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Жалею, что не прочли эту заметку раньше, иначе непременно зашли бы внутрь. Вокзал в Верхотурье действительно чудо! Правда, нам показалось, что строили его пленные немцы: уж очень дизайн европейский, как в средневековых германских домиках. Очень жалко разрушающиеся здания на привокзальной площади. Одно совершенно заброшено, в другом живут люди, которые ждут не дождутся сноса(((
Валентина Гриценко
21.08.2019 в 22:15 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ирина, вокзал строился в 1903-1906 г.г., ещё до первой мировой войны. Так что пленных немцев тогда ещё не было.