В предыдущей статье о фресках в железнодорожном вокзале Екатеринбурга я обещала рассказать вам о том, какие там ещё есть интересные экспозиции.
В фойе второго этажа как раз между залами ожидания с фресками размещена интересная экспозиция о вокзалах, называется она «Свердловская дирекция железнодорожных вокзалов. История и современность».
Фотографии на стендах показывают, как менялся внешний облик 16 вокзалов Свердловской железной дороги. Оказывается, к Свердловской железной дороге относятся не только вокзалы Свердловской области, а ещё и некоторые вокзалы Тюменской области, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Пермского края. Видимо исторически так складывалось развитие железной дороги на Урале и в Западной Сибири.
Как интересно разглядывать старые фотографии зданий, которые сейчас выглядят иначе. Многие вокзалы были построены ещё в конце XIX, начале XX века. Кстати сказать, архитектура железнодорожных вокзалов тех времён намного интереснее. К сожалению, многие здания вокзалов, в результате реконструкции частично или полностью утратили свои архитектурные достоинства. А в некоторых городах от старых исторических вокзалов и вовсе ничего не осталось, на их месте построены современные, да более вместительные, более функциональные вокзалы. Но при этом исчёз тот колорит, та изюминка, которую несли в себе старые здания вокзалов.
Вот вокзал в городе Тюмень. На нижних фотографиях видно, каким был вокзал первоначально. На нижней цветной фотографии стоит год 1963, в 1974 г. построено новое здание вокзала, на верхней фотографии современное здание вокзала после реконструкции, проводившейся в 2003-2010 г.г.
В Первоуральске первая железнодорожная станция была построена в 1910 г. Одноэтажное деревянное здание с арочными элементами на фасаде и башенкой. В 1971 г. вместо этого памятника деревянного зодчества построили нынешнее каменное здание железнодорожного вокзала. Вот уж действительно никаких архитектурных излишеств, просто коробка.
В Перми тоже не сохранилось первое здание железнодорожного вокзала Пермь-Заимки, который потом был переименован в Пермь II. В начале 60-х годов историческое здание вокзала реконструировали. Новое здание конечно намного больше старого, но это опять коробка из стекла и бетона, как говорится ничего лишнего.
Но радует, что не все исторические здания вокзалов канули в лету. Например, вокзалы в Екатеринбурге, в Серове, они конечно за свою 100 летнюю историю меняли свой внешний облик, но их минула участь превратиться в безликие коробки. Кстати, у вокзала в Серове есть близнец — вокзал станции Верхотурье. И этому вокзалу лучше всех удалось сохранить свой первоначальный вид. Это один из красивейших вокзалов Свердловской железной дороги.
Также в экспозиции можно увидеть фотографии вокзалов, которые после реконструкции стали намного краше.
Первое здание железнодорожного вокзала в Нижнем Тагиле, построенное в 1878 г., было деревянное без особых примечательностей, разве что резные наличники привлекают внимание. А впрочем, это было типовое здание ж/д вокзала УГЖД (Уральская горнозаводская железная дорога) и пример железнодорожного деревянного зодчества XIX века. В 1966 г. было построено новое каменное здание вокзала, его строительство шло 10 лет, с 1956 г. Это также типовой проект, только уже сталинского периода. Как выигрышно смотрится современное здание вокзала на фоне доменных печей и заводских цехов.
А в городе Каменск-Уральский новое здание железнодорожного вокзала, построенное в 1952 г. вместо старого деревянного здания железнодорожной станции постройки конца XIX века, является памятником архитектуры областного значения.
И ещё один вокзал, представленный в этой экспозиции, является памятником архитектуры областного значения. Это железнодорожный вокзал города Камышлов, построенный ещё в 1885 г. Это историческое здание, являющееся объектом культурного наследия, было поставлено на государственную охрану Решением Свердловского облисполкома в 1991 г.
Представлены в экспозиции и фотографии вокзалов, история которых не насчитывает и полувека. После открытия месторождений нефти и газа в Тюменской области началось строительство железной дороги из Тюмени на север области и соответственно строительство железнодорожных вокзалов. Вокзал в Тобольске построен в 1970 г., в Сургуте первая железнодорожная станция появилась в 1975 г., а современное здание вокзала в 1988 г. Вокзал Когалым — 1984 г., вокзалы Ноябрьск I и Ноябрьск II — 1977 г., вокзал Пыть-Ях — 1988 г.
Да, на фоне исторического вокзала города Камышлов эти молодые вокзалы смотрятся, мягко говоря, не очень привлекательно. Что ж, это примеры советского модернизма в архитектуре железнодорожных вокзалов.
Привлекают внимание вот эти интересные фотографии, особенно бал в зале ожидания вокзала. Оказывается это история самого первого железнодорожного вокзала в России. Вот что рассказывает экспозиция. На фотографии изображён Павловский вокзал (1837 г.) – это первый вокзал Царскосельской железной дороги. Весной 1837 г. на территории вокзала стали функционировать концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Десять сезонов подряд на вокзале играл на скрипке и дирижировал король венских вальсов Иоганн Штраус.
Кроме истории и современности железнодорожных вокзалов в экспозиции представлены и проекты будущего. Возможно, так будут выглядеть вокзалы (сверху вниз) Пермь II, Пыть-Ях и Сургут.
Ещё здесь же в фойе представлены не только фотографии, но и настоящие музейные экспонаты, например, форма начальника станции, фонари обходчиков, вокзальные часы, вокзальный колокол, чемоданы, счётный инструмент вокзального кассира. Экспонаты показывают, как менялись все эти вокзальные атрибуты на протяжении истории развития сначала Уральской горнозаводской железной дороги, а затем Свердловской железной дороги. Что ж, довольно любопытно.
Не сразу замечаешь в фойе паровоз Черепановых. Это 3D рисунок на полу. Паровоз вырастает перед вами, лишь, когда подойдёте к рисунку с определённой стороны.
Ну и раз речь зашла о рисунках, хочется показать ещё один интересный рисунок на стене вокзала, только это уже на улице. Так уличные художники стремятся украсить современные вокзалы.
Что ж, на железнодорожном вокзале города Екатеринбурга, ожидая поезд можно познакомиться с историей и современностью железнодорожных вокзалов, посмотрев эту интересную экспозицию. А вот любопытно, есть ли ещё в каких-то действующих вокзалах экспозиции?
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
15 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Оксана
11.12.2014 в 22:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Как же интересно разглядывать такие экспозиции. Как меняется здание сквозь года и столетия. Я думаю, что на каждом возале должны быть такие экспозиции это же история. И людям будет иньересно пройтись по такому место поразглядывать, сравнить…)
Валентина Гриценко
12.12.2014 в 10:08 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Оксана, было бы здорово на каждом возкале иметь хоть небольшой стенд с фотографиями, расказывающий историю вокзала.
Мария
15.12.2014 в 10:23 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Умели все-таки у нас праздновать новые достижения технического прогресса. Вокзал при открытии железнодорожной ветки считался центом культуры города, и здание строили не просто с целью создать кое-какое помещение для пассажиров, а создавали знаковое строение. Я тоже обращала внимание, какие интересные вокзальные здания попадаются. Но, вы правы, многие вокзалы уже почти не узнать. У нас в Белоруссии стараются сохранять сколько возможно старинный стиль хотя бы фасадов. Есть у нас узловая станция Орша, там вокзал очень большой, хоть и городок маленький, в стиле модерн. На нем шильда висит — охраняется государством. Какая замечательная идея у выставки: и познавательно, и интересно. И, кстати, идею для поста можно позаимствовать. Собрать фотографии вокзалов и рассказать, что с каждым связано. Надо будет подумать над этой идеей.
Валентина Гриценко
15.12.2014 в 11:12 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Мария, тема вокзалов очень широкая. У меня у самой ещё есть что рассказать по этой теме, правда, думаю, не много ли на сайте статей, связанных с РЖД.
Мария
18.12.2014 в 12:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Не много. Вокзалы — это наше все. Это не только точка отправления, но и визитная карточка. Например, Витебский вокзал в Питере. Вот же где беда. Старый, некомфортный, грязный. В туалет не зайти, хоть и платный, переходы по лестницам узкие и тяжелые. Уж давно бы сделали какой-нибудь переход для людей с чемоданами. Выходы узкие и с вертелками. Здание темное, зал ожидания кошмарный. Но прощаешь все это, потому что это исторический вокзал. О нем можно рассказывать часами, и фотографии любопытные получаются. А уральская ветка — она вся связана с нашей историей. Лично мне, рассказы о вокзалах очень интересны.
ladybloger
19.12.2014 в 13:30 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Какие разные вокзалы! И у каждого — своя история. Вокзалы — это и правда очень интересная тема для любого путешественника. Хотя в последние годы я почти их и не вижу — мы путешествуем самостоятельно на автомобиле.
Но всё равно с детства люблю поезда. Есть в них что-то завораживающее. Сила, мощь, скорость и мерное постукивание (оно так приятно убаюкивает). Эх, в детстве я только на поездах ездила!..
Александр Каратаев
20.12.2014 в 22:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вообще очень толково сделали: из обычного вокзала — вокзал с музеем. Кому-ж такая идея в голову только пришла?
Просто молодцы!
А вот посмотрев фотографии старых и новых вокзалов, я убедился, что новое далеко не всегда лучше старого. Например, старый вокзал Тюмени мне показался гораздо красивее нового.
Валентина Гриценко
20.12.2014 в 22:48 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Александр, согласна с Вами, многие старые вокзалы намного красивее новых.
Галина Шефер
15.02.2017 в 15:40 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вообще многие старые здания красивее новых. Не только вокзалы.
Неплохо было бы вообще запретить строить некрасивые здания. 🙂
Валентина Гриценко
15.02.2017 в 16:19 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
О, это было бы здорово. Вот, я смотрю на некоторые здания, построенные в послевоенное время, и удивляюсь. Ведь казалось бы после войны страну поднимать надо было, огромные территории по которым прошли бои, нужно было заново отстраивать, и ведь находили деньги на то, чтобы строить не просто безликие коробки, а украшали здания различным архитектурным декором. И это не только в столицах, и в глубинке строили красивые дома. У нас в городе дома сталинской архитектуры — это украшение города, только вот власти денег на их ремонт найти не могут.
Галина Шефер
15.02.2017 в 16:32 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вот и я так считаю. Захотели бы — смогли бы и красиво построить. Ведь иногда и современные архитекторы строят красиво!
Конечно, проще построить безликую коробку, уродующую город. Тут большого ума не надо. Но ведь история города — это ещё и архитектура, и имена хороших архитекторов навсегда в неё входят.
Тут дело даже не в деньгах. А в чём-то ещё… Равнодушие к своему городу, к его облику, его истории…
Sergey
17.02.2015 в 00:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за экскурсию по вокзалам. Очень жаль когда интересные архитектурные сооружения со временем превращаются в обычную коробку «ничего лишнего». Бал в зале ожидания вокзала произвел большое впечатление.
Валентина Гриценко
17.02.2015 в 08:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Меня тоже бал поразил. Пока эту экспозицию не увидела и не знала, что проводились балы и концерты в залах ожидания вокзала.
Петербурженка
29.01.2016 в 13:28 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
И опять же об информации. Лавина самых разнообразных сообщений, выливающаяся на нас каждый день, заставляет искать (порой подсознательно) отдыха, если так можно сказать «информационного уединения». И именно такие, бытовые зарисовки, выставки, воспоминания (только не историков и государственных деятелей) дают эту возможность.
И взгляд на события давно минувших дней после таких экскурсов в историю становится другим. Более глубоким, что ли(?)
Мне так кажется)))
Валентина Гриценко
29.01.2016 в 14:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Согласна, это как семейный фотоальбом.