«

»

Мар 18 2014

Вокзал-музей в Екатеринбурге

старый_вокзал_staryy_vokzal              Много ли в мире вокзалов — музеев? Думаю не очень много. Один из таких вокзалов — музеев находится в Екатеринбурге. Это старый железнодорожный вокзал, который был построен в 1878 году в псевдорусском стиле с вычурными колоннами по фасаду и теремными крышами, по проекту архитектора П.П. Шрейбера. Это здание является памятником архитектуры XIX века. После 1914 года, когда рядом было построено новое здание железнодорожного вокзала, старый вокзал стал использоваться только для обслуживания поездов вооружённых сил.

В 2003 году здание первого железнодорожного вокзала Екатеринбурга отреставрировали, и оно стало Музеем  истории, науки и техники Свердловской железной дороги. А на небольшой привокзальной площади, огороженной ажурным чугунным забором,  разместились забавные скульптурные композиции из жизни работников железной дороги и пассажиров (скульпторы Ю. Крылов и А. Кокотеев). привокзальная_площадь_privokzalnaya_ploshchad Проект реставрации старого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге получил в 2004 году на 12-ом международном фестивале «Зодчество 2004» «Бронзовый диплом» Союза архитекторов России, а также занял первое место на региональном конкурсе «Рука мастера» в области архитектурных и дизайнерских работ.

Каждый день толпы людей спешат мимо, в основном это приезжие, рядом два вокзала новый железнодорожный и автовокзал Северный. Но мало кто из них заходит в вокзал — музей. Может быть потому, что нет никакой вывески на ограждении, о том, что здесь находится музей, во всяком случае, я такой не видела. Вывеска есть непосредственно на входных дверях в музей. Я и сама долгое время не знала, что здесь уже музей, а не военный вокзал, пока в интернете не наткнулась на информацию о музее. А поэтому решила посетить этот музей, как только представится удобный случай.

Удобный случай представился во время одной из поездок по делам в Екатеринбург в декабре прошлого года. До отправления нашего автобуса с автовокзала Северный оставалось около часа, на перроне ждать было очень холодно, а в здании автовокзала много народа. И мы решили сходить на экскурсию в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, который находится через дорогу от автовокзала.

В вестибюле, как и полагается гардероб и касса. Привлекает внимание массивная деревянная скамья у окна, наверное, такие 100 лет назад стояли в залах ожидания железнодорожных вокзалов. скамья_skamya УГЖД_UGZhDПол в фойе тоже не обычный, сделан из чугунных квадратных плит, на двух из них эмблемы. Одна очень интересна, символизирует УГЖД — Уральскую горнозаводскую железную дорогу. Эта железная дорога была первой железнодорожной магистралью Урала. Начиналась она в Перми и заканчивалась в Екатеринбурге. Поэтому на эмблеме, украшающей пол вестибюля, изображен слева герб Перми, утверждённый в 1783 году, справа герб Екатеринбурга, утверждённый также в 1783 году.

Нужно сказать, что первый железнодорожный вокзал в Екатеринбурге и первый железнодорожный вокзал в Перми построены в одном стиле, они очень похожи.

В музее 3 зала; два больших в левом и в правом крыле здания и маленький зал между ними. Вся экспозиция музея условно делится на историческую часть и техническую. Начинается экспозиция с истории развития Свердловской железной дороги со времени её основания в XIX веке. Здесь и модель первого в России паровоза, созданного уральскими крепостными мастерами Е.А. и М.Е. Черепановыми. паровоз_parovoz Рядом картина, изображающая мастеров Черепановых и их изобретения – паровоз и железную дорогу. картина_kartina дама_dama

 

А вот и героиня стихотворения С. Маршака.

«Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывается, по железной дороге в XIX веке не только паровозы ездили, а ещё и велосипеды. Два колеса такого рельсового велосипеда стоят на одном рельсе, третье, маленькое на втором рельсе.

велосипед_velosiped В экспозиции представлены несколько экспонатов в разрезе, например модель котла паровоза. паровой_котёл_parovoy_kotel

тепловоз_teplovoz

Модель тепловоза

Детям здесь особенно интересно. Во время нашего посещения музея, проводилась экскурсия для группы школьников. Дети с интересом и даже азартом разглядывали все эти модели, макеты. Больше всего конечно понравились макеты двух железнодорожных станций Ревды и Верх-Нейвинска. К тому же эти экспонаты ещё и работают, ездят поезда, включаются семафоры.

макет_станции_maket_stantsii

Макет станции Верх-Нейвинска.

В большом количестве представлено различное оборудование и инструмент железнодорожников.
телефоны_telefony макет_купе_maket_kupe

автопогрузчик_avtopogruzchikколокол_kolokol

В малом зале почти на всю стену светящаяся карта Свердловской железной дороги. карта_karta Вот такой есть в Екатеринбурге вокзал-музей. Находится он по адресу ул. Вокзальная, 14, тел: (343) 358-42-22,  близко станция метро Уральская. Дни работы музея со вторника по субботу.

Рядом с первым Екатеринбургским железнодорожным вокзалом привлекает внимание ещё один памятник архитектуры XIX века, а вернее два. Это две водонапорные башни. Они расположены прямо за автовокзалом Северным. водонапорные_башни_vodonapornyye_bashni Если вы в Екатеринбурге ожидаете своего поезда или автобуса на Северном автовокзале и у вас есть час времени, обязательно посетите вокзал-музей.  Интересная экскурсия в музей  истории, науки и техники Свердловской железной дороги лучше утомительного сидения в зале ожидания.

Валентина Гриценко 

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

6 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. ЛюдмилаNo Gravatar

    Какой замечательный музей, я даже не слышала о железнодорожных велосипедах, жаль, что о музее мало знают, если когда-нибудь придётся посетить Ваш славный город, обязательно загляну, спасибо за экскурсию

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Людмила, я рада, что Вам понравился музей. Действительно в музеях узнаёшь много нового, о чём раньше даже и не догадывалась.

  2. ОльгаNo Gravatar

    Велосипед-раскорячка удивил. Интересно, кто и куда на таких ездил. А если поезд в это время едет, что делать. Ведь, похоже штуковина эта не из легких?

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Это что-то типа велодрезины. Использовались дорожными мастерами. Один рабочий мог снять такой велосипед с пути в случае необходимости. Да и в XIX веке поезда не часто ездили. Кстати подобные велосипеды использовались советскими пограничниками для объезда границ до ВОВ. А в Европе и Америке и сейчас используются на закрытых железных дорогах для туристических целей. У нас я думаю тоже есть туристы — умельцы.

  3. ПетербурженкаNo Gravatar

    Про велосипеды на рельсах не слыхала, а вот то, что у первых составов была не только паровозная тяга, но и конная — факт из 1837 года. Когда открыли «железку», паровозы пыхтели только по выходным, на буднях вагончики тянули послушные лошадки)))

    Спасибо за экскурсию!

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Да, вагончики по началу были небольшие, а нынешние составы лошадки бы далеко не утянули, а может и с места бы не сдвинули, хотя смотря сколько лошадей впрячь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>