Акция «Ночь музеев» в этом году оказалась богатой на впечатления. Большинство мероприятий в Серове были посвящены теме 2022 года — «Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России». И мне хочется поделиться своими впечатлениями об этом дне, насыщенном погружениями в культурные традиции некоторых народов, проживающих в моём городе Серов. Получился такой культурный калейдоскоп про русские кокошники, азербайджанские танцы и татарские песни, и ещё про многое другое.
Русские кокошники
Сначала побывала на конкурсе «Русский кокошник» в Доме культуры пос. Вятчино (это один из районов нашего города). Замечательный праздник, впечатления непередаваемые. Я даже не ожидала, какие у нас есть рукодельницы. В конкурсе участвовало 44 мастерицы, не только из Серова, но и из близлежащих посёлков: Красноглинный, Красноярка, Маслово (это те населённые пункты, которые я запомнила), и даже из Екатеринбурга приезжала участница со своими кокошниками, она уроженка Серова. Мастерицы самого разного возраста, как говорится «от пионера до пенсионера».
Уральскими рукодельницами представлено на суд зрителей и жюри 52 кокошника. Это такое разнообразие — и материала, и техники исполнения — настоящие авторские шедевры. Кокошники из разных тканей, украшенные аппликацией, бусами, жемчугом, камнями, блёстками, перьями, кружевами, шитые золотыми и серебряными нитями, бисером; расписные — из картона; а также из необычного для кокошника материала — из войлока; и даже оригинальный стальной кокошник, украшенный шурупами. Смотришь на всё это разнообразие и глаза разбегаются — сложно выбрать самый красивый. Они все хороши.
А как кокошник украшает и преображает женщину, придавая ей такую стать! Каждый кокошник неповторим, и создаёт особый образ той, что его надевает; будь то Царевна лебедь, или Снегурочка, или Жар-птица, или Хозяйка медной горы. Кстати, тема Хозяйки медной горы представлена несколькими рукодельницами и это не мудрено, ведь рукодельницы-то уральские, но у каждой старинный головной убор получился совершенно непохожим на другой. И даже был образ озорной Бабы Яги в кокошнике. Любовались всеми кокошниками: и для барыни, и для крестьянки. Некоторые мастерицы создали не только кокошник, но и костюм к нему.
Во время дефиле моделей, зрители смогли рассмотреть не только, как выглядит головной убор с лицевой стороны, но и как он закрепляется на затылке. Это тоже интересно. Вообще, много нового узнала о кокошниках: например, то, что слово кокошник произошло от древнерусского слова кокошь, что означало — курица-наседка. Или, что кокошники в виде венца, не закрывающие волосы, носили незамужние девушки, замужние женщины носили кокошник, закрывающий волосы. Конкурсантки не только показали свои изделия, но и рассказывали о них, многие рассказы были весьма интересны.
На этот кокошник Василису вдохновила история её однофамильца Сергея Дягилева, привёзшего в Париж русский балет, одним из которых был балет «Жар-птица» на тему русских сказок. Благодаря «Русским сезонам» в Париже, организованным Дягилевым, вырос интерес европейцев к русскому искусству, возникло серьезное увлечение русским стилем, модой, костюмом и в том числе кокошниками.
Первое место в конкурсе «Русский кокошник» жюри присудило Марине Косухиной, которая представила две работы — кокошники «Зимняя сказка» и «Россыпь жемчуга».
Представления кокошников перемежались творческими номерами художественной самодеятельности детских, и взрослых коллективов. Песни, танцы, гармошка, шуточные сценки и завораживающий акробатический этюд. Особенно понравился ансамбль «Традиция» из ДК Филькино — с такими голосами можно и на центральном телевидении выступать.
Получился настоящий праздник русской народной культуры; столько позитива, восторга и восхищения.
Читка пьесы
В выставочном зале Серовского музея в «Ночь музеев» актёры Серовского театра драмы им. Чехова читали пьесу «Сказка про Снегурочку» (автор Анна Богачёва). Мне нравится бывать на читках пьес. Новогодняя детская сказка про Снегурочку понравилась — добрая очень.
Читка — это своеобразный спектакль. Минимум декораций или вообще без них, актёры не всегда на читке пьесы в костюмах. Костюмы и декорации на читке скорее для маленьких зрителей. И хоть актёры не передвигаются по сцене, просто сидят и читают, текст в их речи оживает настолько, что воображение само рисует мизансцены и действа, а по окончании читки полное ощущение, что смотрел спектакль.
Азербайджанские танцы и татарские песни
После читки пошла в исторический музей смотреть выступления представителей татарской, башкирской и азербайджанской культур. Интересно, что азербайджанскую культуру представляла молодёжь — школьники и студенты, а татаро-башкирскую люди постарше.
Такая разница в возрасте у участников, представлявших на «Ночи музеев» азербайджанскую и татаро-башкирскую культуру на мой взгляд не случайна. Татары и башкиры селились здесь, можно сказать, с основания города, тогда ещё посёлка Надеждинский завод, вместе с русскими. И если второе поколение татар и башкир в Серове ещё знают свой родной язык, то из третьего и тем, более четвёртого поколения не все говорят по-татарски, башкирски. Тем более, что за сто с лишним лет все национальности у нас перемешались, все переженились, и по-русски говорят лучше, чем на языке своих дедов и прадедов. Азербайджанская же диаспора в Серове появилась в 1990-х.
Сначала выступали азербайджанские ребята и девушки, рассказывали об Азербайджане, о традициях своего народа и танцевали. Как же это красиво. Смотрела на азербайджанские танцы и вспоминала, как в детстве любила смотреть телепередачу про танцы разных народов (точно не помню, как она называлась: или танцы народов мира, или танцы народов СССР).
Девушки станцевали «Узундере» — танец невесты; раньше это был обрядовый танец. По легенде происхождение его связано с ущельем Узундере, находящемся в Карабахе между Агдамом и селом Карванд, через которое перед свадьбой проводили невест. Плавный танец — мелкие скользящие движения ног и красивые, завораживающие движения рук приковывают внимание зрителя.
Название второго танца, я к сожалению, не запомнила – это тоже красивый танец, зажигательный. Места, правда, в музее маловато для него. Посмотрите видео азербайджанского танца в музее.
После азербайджанских танцев началось выступление серовского центра татарской и башкирской культуры «Чулпан». Все в ярких национальных костюмах, даже просто разглядывать интересно.
Нам показали татарский обряд «Кич утыру» — вечерние посиделки, когда девушки и женщины в татарских селах вечерами собирались под одной крышей и занимались рукоделием: девушки вышивали для приданого полотенца, скатерти, занавески и т.д., а женщины постарше вязали платки, носки, варежки. Тут же организовывали различные игры, отгадывали загадки, пели песни и танцевали. В принципе подобные посиделки были и у русских.
Участники посиделок сыграли в «колечко» (мы, кстати, в детстве тоже играли в «колечко»). Угадывая у кого колечко, ведущий говорил задание игроку: спеть, сплясать или рассказать стихотворение. Так мы послушали татарские песни и стихи.
Послушайте лирическую татарскую (а может и башкирскую) песню, наверное, о любви.
Однако, зря я сказала, что четвёртое поколение серовских татар не говорит на родном языке. Выступил в музее один внучок — дошкольник, который с бабушкой ходил на репетиции в центр «Чулпан» и выучил песню «Катюша» на татарском языке. Спел нам куплет на русском, куплет на татарском.
Ну и конечно артисты пели хором татарские или башкирские песни (говорю «или», потому что не знаю языка и различить не могу, да и языки эти похожи). В Серовском центре «Чулпан» есть народный ансамбль «Тан Йолдызы» («Утренняя звезда»), который часто выступает на региональных конкурсах и занимает призовые места. Похоже, как раз артисты этого ансамбля и выступали на «Ночи музеев».
Думаю, вы заметили, друзья, на фотографиях одна бабушка в костюме, не похожем на костюмы остальных представителей татарской и башкирской культуры. Она скорее похожа на «Бурановских бабушек» из Удмуртии. Лапти с шерстяными носками, домотканая одежда красных оттенков в клетку, фартук, ожерелье из «монеток» на груди. Оказывается, это представительница крещёных татар — кряшен.
Как рассказала Агафья Кошкина — представительница крещёных татар, народ кряшены разговаривают также на татарском языке, но у них есть свои обычаи, некоторые праздники, как у татар, но и соблюдают православные праздники.
Иногда от папы я слышала про крещёных татар, но я даже не подозревала, что это отдельный народ, этнос. Полезла в интернет — тема очень заинтересовала.
«Они обращаются к Богу как мусульмане – «Алла» и отмечают татарский праздник Сабантуй. Они говорят и пишут по-татарски. Они веками живут среди татар-мусульман, но они православные.
Себя они именуют «керэшен» – кряшены, и большинство их живут в Татарстане. Как правило, кряшен называют «крещеными татарами». При этом многие считают их теми татарами, которых принудили перейти из ислама в христианство в XVI веке, после победы Ивана Грозного над Казанским ханством. На это кряшены очень обижаются и повторяют, что мусульманами никогда не были и добровольно приняли христианство еще во времена Волжской Булгарии, будучи тюркским языческим народом.»
Из статьи «Кряшены между исламом и христианством» с сайта «Независимая газета».
Учёные же, этнографы ещё не пришли к единому мнению о происхождении самобытного народа кряшен.
Выступление Агафьи Кошкиной оказалось таким же неожиданным и впечатляющим, как и её национальная одежда среди татарской и башкирской. Я засняла на видео только концовку её выступления — кряшенский танец с топаньем и свистом.
Вот такой интересный, познавательный и насыщенный открытиями день получился, в который узнала много нового про русские кокошники, азербайджанские танцы и татарские песни, и о существовании православного народа кряшен, говорящего на татарском языке.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
22 комментария
Перейти полю для комментария ↓
ЧУМработница
02.06.2022 в 00:28 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, спасибо за подробный обзор. будто сама у вас в гостях поночевала)
Кокошник с жемчугом восторг. Да в целом идея хороша — устроить такой конкурс. Помню, как на ЧМ по футболу наши кокошники стали трендом)
Танцы и песни, мелодика народная — очень органичны, через века прошли. Как в природе, всё выверено до нотки, до звука, до поворота головы.
Валентина Гриценко
02.06.2022 в 11:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, да, Ирина, я тоже вспомнила про кокошники на ЧМ по футболу.
Народные традиции очень интересны у всех народов. И действительно, народные песни, танцы, одежда прошли через века.
Татьяна
02.06.2022 в 15:37 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Потрясающее событие! Кокошники меня поразили! Достойны лучших образцов рукодельниц прошлых веков.
Валентина, в древности в центральной России замужние женщины носили кокошник, надетый на так называемый волосник — маленькую шапочку, полностью скрывающей волосы. В музеях сохранилось несколько волосников, а кокошников совсем мало.
Валентина Гриценко
02.06.2022 в 16:24 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Когда читала про старинные женские головные уборы на Руси, столько названий встречала: сороки, кички, понёвы и ещё много всяких названий.
надежда Семеновна
02.06.2022 в 23:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, очень интересно вы рассказали о ночи музеев. Какие великолепные творческие люди живут на Урале! Мне понравился кокошниу Зима и я представила металлический и шурупами — жесть. Танцы красивые и песни мне понравились. Костюмы сделаны с любовью и выдумкой.
Валентина Гриценко
03.06.2022 в 08:14 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Надежда Семёновна. На самом первом фото в начале статьи, как раз металлический кокошник с шурупами и гайками, он конечно не полностью из железа сделан, но смотрится очень красиво. Кстати, когда пересматривала видео в Серовских пабликах этого конкурса, заметила несколько кокошников, украшенных шурупами и другими металлическими изделиями. Сразу видно, что конкурс проходил в городе металлургов.
Людмила
03.06.2022 в 14:28 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень яркие колоритные костюмы. И кокошники — красота.
Какая насыщенная культурная жизнь в Серове).
Про крещённых татар ничего не знала…надо ж…И сразу этот факт нашел отражение в одежде.
Спасибо. Очень интересно)
Валентина Гриценко
03.06.2022 в 15:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Года два-три назад в соц.сетях в серовских пабликах гулял мем — «В Серове опять ничего не происходит». А сейчас чего нибудь, да происходит.
Софья
04.06.2022 в 20:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, привет! Все ни не было, но сегодня ознакомилась с твоим ночным посещением музеев. Очень познавательно, и впечатляют и кокошники и костюмы остальных народностей. Совершенно не знала про крещеных татар.
Но в моем представлении кокошник должен быть с жемчугом, уж не знаю почему.
Валентина Гриценко
04.06.2022 в 21:17 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Привет, Софья! Наверное, так и есть, про то, что кокошник должен быть с жемчугом. Именно поэтому первое место жюри присудило Марине Косухиной, её изделия наиболее соответствуют традиционным кокошникам.
Константин
07.06.2022 в 14:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Про кряшенов интересно и познавательно, не знал о религиозном расслоении татар. И кокошники порадовали. У нас деточка совсем недавно на выпускном в детсаду в красном кокошнике отплясывала )
Валентина Гриценко
08.06.2022 в 09:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Детки быстро растут, кажется только недавно совсем кроха была, а уже в первый класс пойдёт.
А про кряшенов тоже для меня было новым.
Константин
24.06.2022 в 00:41 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Наверное, пойдет ) Не берут нас пока в школу у дома. И не важно, что старшая там училась. Приоритет беженцам отдают. Чувствую, будем ездить, как и в сад — за тридевять земель…
Валентина Гриценко
27.06.2022 в 09:11 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Так вроде сейчас правила, такие, что сначала набирают по прописке, а потом на оставшиеся места остальных желающих с других районов. Или у вас такое огромное количество беженцев, что даже по прописке мест не остаётся?
Константин
28.06.2022 в 00:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Насчет правил не знаю, два похода к завучу пока не увенчались. Ладно, подождем еще, может, что и изменится к лучшему.
land_driver
09.06.2022 в 16:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Про кокошники самая интересная история была во время Чемпионата Мира по футболу, когда наши парни в кокошниках болели
Валентина Гриценко
10.06.2022 в 11:34 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне кажется тогда кокошники надевали не только наши, иностранцы тоже примерялись.
Александр Каратаев
16.06.2022 в 16:01 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Насколько всё-же Россия интернациональная страна! И как же это здорово! Ведь культура только тогда развивается, когда соприкасается с другими культурами.
И очень хорошо, что каждый народ хранит свою историческую культуру. Прямо целый праздник получился!
Про крещёных татар ничего не знал, хотя среди друзей и коллег есть татар немало. Очень интересно… Надо будет у них спросить: знают ли они про таких?
Спасибо за такую позитивную и познавательную статью!
А у нас бывает, на дороге, недалеко от дома останавливаются несколько крутых машин, выходят чеченцы, врубают на полную громкость музыку и танцуют лезгинку… Это так здорово смотрится — очень красиво танцуют. Минут 20-30 и всё, выключили, сели в машины и поехали куда-то дальше. Кстати нередко такое происходит.
Валентина Гриценко
16.06.2022 в 19:23 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Надо же, может у них праздник, какой, что посреди улицы танцуют?
Александр Каратаев
16.06.2022 в 23:49 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да нет, это ни к каким датам не приурочено. Молодые ребята, остановились, сплясали и поехали дальше…
land_driver
15.08.2022 в 22:50 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Русские кокошники стали известны всему миру после Чемпионата по футболу в 2018 году!
Валентина Гриценко
06.09.2022 в 13:51 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ну да, тогда, видимо, и возродился интерес к русским кокошникам.