Отдыхая, прошлым летом в Карелии, в санатории «Марциальные воды», мы несколько раз пытались посетить церковь Апостола Петра и музей первого российского курорта, что находятся всего в нескольких метрах от санатория. Но, то было всё закрыто, то там проходила групповая экскурсия, и мы не попали, то пришли во время дождя, а церковь, оказывается, в дождь не открывают в целях сохранности икон. И всё же с четвёртой попытки, уже накануне отъезда из санатория, мы удачно пришли.
Снаружи, конечно, мы по нескольку раз на дню любовались этими историческими и архитектурными памятниками, когда ходили на источники минеральной воды.
Церковь Апостола Петра деревянная, но она отличается своим обликом от виденных нами ранее деревянных церквей на острове Кижи или в Кондопоге. Стены этой церкви рублены из бруса и окрашены. И купол совсем другой, со шпилем и оббит железом. А окна высокие, стрельчатые. Когда построили эту церковь, народ прозвал её иностранкой. Да к тому же, кресты на церкви без косых перекладин, на западный манер. А появилась «иностранка» в 1721 г.
Церковь построена на возвышенности, с дороги к ней ведёт деревянная лестница. А вокруг за храмом лесные заросли. В первый же день мы усмотрели в этих зарослях тропинку в сторону санатория. А на той тропинке, нет, не дуб, как в сказке, а большая-пребольшая сосна. Как рассказала нам экскурсовод, эта сосна росла здесь ещё при Петре I.
Экскурсии, и в музей, и в церковь оплачиваются в самом музее. Музей и церковь находятся через дорогу друг от друга. Когда мы пришли в музей, нам сказали, что экскурсовод в церкви, проводит экскурсию, идите туда, потом оплатите. Что мы и сделали. Кроме нас, экскурсантов было всего три человека — иностранцы, слова экскурсовода переводила переводчица.
Внутри церковь Апостола Петра вся белая, кроме пола. Даже деревянный резной иконостас белый. Иконы в двухъярусном иконостасе расположены на значительном расстоянии друг от друга, не вплотную, как в других церквях. Этот иконостас перевезён в 1721 г. из церкви Лодейного Поля (в то время это был «посёлок кораблестроителей»), и возможно та церковь была меньших размеров. Иконы больше напоминают картины. Верхний ряд изображает страстную историю. А нижний ряд икон выполнен с неким подтекстом Российской истории того времени.
Вот, например, справа от Царских врат изображён Спас Вседержитель, обликом своим напоминающий Петра I с необычным лучистым нимбом над головой, напоминающим морской компас Великого Петра. В левой руке его, толи Держава, толи штурвал корабля вместо Библии.
Следующая икона справа изображает апостола Петра, являющегося хранителем ключей от рая. И эти ключи он кладёт к ногам Вседержителя с ликом Петра I. Ключи символизируют выход России к Балтийскому морю. А за спиной апостола видим «окно в Европу» — в море корабль с российским трехцветным флагом, введённым Петром I на флоте в конце XVII века.
Не менее значимые образы изображают и другие иконы. Икона святого князя Александра Невского. Во времена Северной войны этот святой пользуется наибольшим уважением из всех героев отечественной истории. И прославление Александра Невского возводится в ранг государственной политики.
Рядом с Невским икона св. Иоанна Златоуста – покровителя Ивана III. Великого князя Ивана III называют собирателем земель русских. Именно в его правление происходит объединение вокруг Москвы большей части русских земель. А Российское государство становится полностью независимым от Орды.
Следующая икона, слева от Царских врат, посвящена Божией матери Одигитрии (Путеводительнице).
Как рассказала экскурсовод, иконописец изобразил в образе богоматери царицу Екатерину I. На голове у неё императорская икона, хотя на тот момент Екатерина ещё не была императрицей. И ещё, богоматерь попирает ногами полумесяц, что символизирует победу России над Турцией. А вот тут уже какая-то не стыковка, ведь победа эта была уже намного позднее, да и принадлежит другой Екатерине — второй. Либо эта икона написана в более позднее время, либо экскурсовод что-то не то рассказала. Но скорее всего, имелась ввиду вот эта история:
«Известно, что Петр оценил поведение Екатерины в Прутском походе (русско-турецкая война, 1711 г. (прим. автора)) настолько высоко, что в 1714 г. специально для ее награждения учредил новый российский орден освобождения, переименовав его вскоре в орден святой великомученицы Екатерины (по уставу, этим орденом могли награждаться только женщины). При этом Петр сказал, что орден «учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всем была». Подтверждением этому служит сам орден: на нем изображена святая Екатерина с крестом, на котором первые буквы слов: «Г[осподи], с[паси] ц[аря]», а на обратной стороне латинская надпись: «Трудами сравнивается с супругом». Кроме того, в манифесте 15 ноября 1723 г. о короновании Екатерины Петр упомянул о том, что Екатерина помогала ему в Северной войне и в Прутском сражении и «мужески, а не женски, поступала»».
Из статьи «Легенды Прутского похода Петра 1 (1711 г.)» д.и.н. Я.Е. Водарского. Сайт «История государства».
Справа завершает местный ряд образ св. Николая Мирликийского — главного покровителя мореплавателей и путешественников.
В общем, не иконостас, а урок истории.
Ещё необычное в иконостасе украшение — вырезанные из дерева головки херувимов. Причём лица некоторых из них как-то уж очень неприятны. Оказывается мастер, создававший их, по просьбе Петра I сделал карикатуры на царских приближённых. Видимо император так потешался над своими придворными.
Сохранились в церкви «подсвечники, выточенные руками Петра I в третий его приезд на воды в феврале 1722 г.» Подсвечники из карельской берёзы.
По бокам перед алтарём стоят две чугунные печи в виде больших античных ваз. Признаюсь, я так и подумала, что это вазы, украшающие храм, пока экскурсовод не рассказала о них. И только тогда я заметила и дымовые трубы, и дверцы на печах. Отлиты были эти печи на Кончезерском заводе, что находился недалеко от этих мест.
Напротив алтаря, над входом в храм, расположены закрытые хоры, напоминающие корму корабля.
Из притвора деревянная лестница ведёт на второй этаж, на хоры, и дальше на колокольню.
Закончив экскурсию в церкви Апостола Петра, экскурсовод повела всех в музей первого российского курорта. Музей представляет собой деревянный «крестьянский дом, построенный в 1830 году для смотрителя, в обязанности которого входила охрана памятников первого российского курорта».
Музей небольшой, в два зала. Первый зал встретил нас вилами.
Оказалось это оружие карельских партизан, воевавших против шведских войск во времена Северной войны (1700 — 1721 г.г.). Тут же и картина В. Вахрамеева «Возвращение партизан с победой».
Интересен стенд, посвящённый истории Олонецких Петровских заводов. Самое интересное для меня было, что добывали руду из болот и озёр. Рабочие на плотах с помощью черпаков доставали со дна руду и тут же промывали её. У нас же на Урале шахты, да карьеры копают для добычи руды.
Представлены образцы болотной, озёрной руды.
Большая часть экспозиции посвящена истории первого российского курорта и Петру I.
Первым обнаружил целебный источник в девяти верстах от деревни Кончезеро Иван Ребоев — кончезерский молотобоец, зимой 1714 г. После нескольких дней питья воды из этого источника Ребоев почувствовал уменьшение сердечных болей, которыми он страдал. Рассказал об этом своему заводскому начальству. Весть о целебном источнике дошла до полковника Виллима Геннина коменданта олонецких железоделательных заводов, который зная об указе Петра I по поиску целебных вод на манер заграничных, написал адмиралу Ф.М. Апраксину и попросил доложить об источнике царю.
В 1717 г. лейб-медик Петра I Л.Л. Блюментрост был отправлен в Карелию для изучения химических и лечебных свойств воды из найденного источника. За большое содержание железа в этой воде, она была названа в честь римского бога войны Марса – марциальной. Первые пациенты на курорт начали прибывать уже летом 1718 г. А в 1719 г. составлены и опубликованы «Дохтурские правила» по пользованию марциальной водой отдыхающими первого российского курорта.
К этому же времени близ источника марциальных вод уже были построены деревянный дворец для Петра I, дом для царицы Прасковьи Фёдоровны, постройки для охраны и некоторые хозяйственные строения. До середины 1919 г. строительством первого российского курорта занимался комендант Олонецких заводов Виллим Геннин, пока не был отправлен за границу «для обозрения горных заводов». Затем строительство курорта продолжал ландрат Г. Муравьёв, церковь апостола Петра была построена уже при нём, и ещё два дворца (для Екатерины и для Прасковьи Фёдоровны) и гостиница для приезжающих. Впоследствии селение, появившееся здесь, стало называться Дворцы.
Так вот откуда такое название у соседнего с «Марциальными водами» санатория. На вид санаторий «Дворцы» (построенный в 2003 г.), находящийся в нескольких метрах от корпуса, где мы жили, совсем неказистый. Я ещё всё хихикала, когда мы мимо него гуляли, ну надо же название-то какое громкое придумали для такого строения. Оказалось это дань истории.
В музее привлекает внимание большая чугунная плита, отлитая на одном из олонецких заводов. Таким образом, Геннин увековечил своё имя как первооткрывателя источника марциальной воды. От Петра же он получил награду за курорт: царский портрет в бриллиантовой оправе и деревню.
В 1720 г. Иван Ребоев подал царю челобитную, в которой рассказал, как он нашёл целебный источник, и как исцелился. За это Пётр I освободил Ивана Ребоева «и дом его с землею, чем владеет, от всяких работ и податей на медных заводах», т.е. даровал так называемую «Обельную грамоту». Действие такой грамоты распространяется на всех потомков награждённого. Фотокопию этой челобитной с резолюцией Петра можно почитать в экспозиции музея первого российского курорта.
Послушав рассказ экскурсовода про Виллима Геннина, спросила, не тот ли это Вильгельм де Геннин – один из основателей Екатеринбурга. Ответ экскурсовода меня очень удивил, она сказала, что не знает. Странно, рассказывает о человеке, известном человеке, много сделавшем для России, и не знает его биографии и достижений. После экскурсии, придя в номер, я залезла в интернет, чтобы найти ответ на свой вопрос. Оказалось это один и тот же человек, только почему-то в Карелии его зовут Виллим Геннин, а на Урале Вильгельм де Геннин. В Екатеринбурге в центре города у плотины, откуда и началось строительство города, стоит памятник основателям Екатеринбурга Татищеву и де Геннину.
И ещё интересный момент, связанный с Генниным. Иностранцы, к чей экскурсии мы присоединились, из Голландии. И один из них, оказывается, потомок Вильгельма де Геннина (или просто из рода де Генниных), приехал в Россию, узнать больше о своём родственнике. Нам об этом экскурсовод сказала, когда голландцы уехали. Жалко, что не сразу, я б тому потомку про Екатеринбург рассказала, пускай бы приехал. 🙂
Но вернёмся в музей, рассказывающий об истории первого российского курорта. Интересно почитать представленные в экспозиции выдержки из походного журнала, рассказывающие о пребывании Петра I на Марциальных водах.
Кстати, паникадило из слоновой кости, о котором идёт речь в походном журнале, находится сейчас в Эрмитаже. Здесь же в музейной экспозиции можно увидеть, лишь фотографию паникадила, а также фотографии токарного станка и инструментов которыми работал государь и репродукции картин «Пётр в кузнице» и «Пётр I на строительстве судоверфи».
При Петре I курорт пользовался большой популярностью, а после смерти императора в 1725 г. курорт Марциальные воды постепенно пришёл в запустение. Знатные люди предпочли лечиться за границей (ничего не изменилось с тех пор), лишь местные жители пользовались целебным источником. Курортные строения и дворцы постепенно разрушались. Императрица Елизавета Петровна в 1752-53 г.г. попыталась возродить курорт. Отправила комиссию в Олонецкий край во главе с лейб-медиком Бургаевым. Но придворный медик, получавший «немалые деньги за протекцию иноземной воды» выдал заключение, что вода эта больным надлежащей помощи не оказывает. А потому за ненадобностью и, чтобы не мешали добыче озёрной и болотной руды, разрушающиеся Петровские дворцы и здания были разобраны. Осталась с петровских времён только церковь Апостола Петра, да источник.
Во втором зале, а вернее комнатке музея — век XIX и XX. Здесь мы узнали о посещении источника Александром II в 1858 году. К его приезду обветшавшее строение над источником снесли и построили новый павильон в виде беседки, внутри установили чугунную плиту Вильгельма Геннина и чугунный бюст Петра I. Бюст, как и плита сейчас находится в музее, в первом зале.
К концу XIX века знатные люди всё больше стали путешествовать, в этих краях их привлекал водопад Кивач. А по дороге на водопад путешественники посещали источник. Активно использовалась экскурсантами озерно-речная система от Онежского озера до Кончезера. Популярности Карелии у путешественников способствовал тогдашний олонецкий губернатор Г.Григорьев: старался делать удобными дороги, издавал туристическую карту местности, заботился о сохранении памятников петровской эпохи. В 1892-94 г.г. горным ведомством поставлен ещё один павильон над новым источником.
Когда мы отдыхали в санатории «Марциальные воды» эти павильоны над источниками 1858 и 1894 годов находились на реставрации.
В музее представлены фотографии реставрации церкви Апостола Петра, которая проводилась в 1988-89 г.г. с полной разборкой сруба. Были заменены: низ рубленых стен, чердачное перекрытие, кровля и восстановлены звонница и крыльцо.
Есть стенд, посвящённый ещё одной церкви Святой Троицы в соседнем селе Кончезеро, она сейчас восстанавливается. Ну и, конечно же, рассказывается о возрождении самого курорта: строительстве санатория «Марциальные воды» и санатория «Дворцы».
Вот такая у нас познавательная получилась экскурсия в церковь Апостола Петра и музей первого российского курорта.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
69 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Мария Анашина
03.04.2016 в 00:57 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Невероятно интересная экскурсия! Пожалуй, самое необычное — это убранство церкви.
Валентина Гриценко
03.04.2016 в 12:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это точно, необычное. Подобного убранства я пока больше нигде не видела.
izvozshik
03.04.2016 в 11:42 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Здорово! Одна церковь, один дом — а какая богатейшая история!
Валентина Гриценко
03.04.2016 в 12:09 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
И спасибо тем, кто сохранил эту историю.
Миша
03.04.2016 в 12:04 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересная экскурсия. Болотные руды на Урале тоже использовали. Эрудиция экскурсовода, видимо, оставляет желать лучшего.
В самом начале текста: «этим летом», надо поправить.
Валентина Гриценко
03.04.2016 в 12:17 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Верно, год-то уже 2016. Спасибо, поправлю.
Иван
03.04.2016 в 14:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Целый раздел истории описан в иконах. ДА и в музее узнали много интересного и нового. Спасибо, что поделились.
Валентина Гриценко
03.04.2016 в 19:02 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Пожалуйста.
Екатерина
03.04.2016 в 17:48 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ну точно, целый урок истории.))Интересно и познавательно.
Мне вот такие церкви больше всего к душе: маленькие, уютные, без пафоса. Скромное (не кричащее, как в больших городских храмах, где все сверкает и переливается) убранство душу греет, как-то все умиротворенно и хочется просто сидеть и не о чем не думать…)
Валентина Гриценко
03.04.2016 в 19:11 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, скромное убранство храма, без золотого блеска. Не думаю, что храмовое величие и великолепие приближает молящегося к богу.
Сергей
03.04.2016 в 18:48 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне больше рассказ про музей понравился. 🙂 Что касается иконы Божей матери Одигитрии и победы над Турцией, то уже опостылела вся эта наша пропаганда. Всю жизнь мы такие бедненькие, что нас все-то обижали-обижали, а потом мы собирались с силами и дрались-дрались с ними. И нет-то вокруг нас друзей, одни враги.
Из жизни обычных людей заметил: если тебя никто не любит и дружить с тобой не хочет, то, скорей всего, причина в твоем поведении. И если всем соседям напоминать, что наши деды двести лет назад их дедам люлей надавали, то это не приведет к укреплению дружбы и добрососедских отношений. 😉
Валентина Гриценко
03.04.2016 в 19:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Согласна, на устрашении дружбу не построить. Это ко всем относится.
Александр Никитин
03.04.2016 в 21:09 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Не судите строго экскурсовода. 🙂 Она работу работает, которая явно поднадоела. Да и восприятие замыливается за годы, проведенные на одном месте, в одной теме. Зато Вы, Валентина, провели собственное научное исследование и сделанное открытие, наверняка, приятно. Так что, это у экскурсовода был такой хитры ход — побудить к поиску. 🙂
Валентина Гриценко
04.04.2016 в 09:53 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, действительно некоторая недосказанность пробудила во мне исследовательский интерес.
Valera
03.04.2016 в 22:12 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за полный эффект присутствия. В тех местах бывали, а церковь посетили с вашей помощью.
Валентина Гриценко
04.04.2016 в 09:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Рада, что получился эффект присутствия.
СерыйШансон
04.04.2016 в 22:14 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Марциальные Воды мы проезжали в 90-е, когда трасса на Мурманск лежала через них, напротив церкви в источнике брали водичку.
Валентина Гриценко
05.04.2016 в 15:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А старые павильоны над источниками в то время видели?
Тамара
05.04.2016 в 01:02 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересно. Спасибо!
Валентина Гриценко
05.04.2016 в 15:04 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Пожалуйста.
Наталья
05.04.2016 в 14:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, как всё замечательно описано и проиллюстрировано! Какая красота! А лики на иконах какие! Спасибо за прекрасный обзор!
Валентина Гриценко
05.04.2016 в 15:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Наталья, рада, что Вам понравилось.
land_driver
05.04.2016 в 20:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мы в церковь тоже не попали, а вот с музеем повезло — успели как раз к закрытию
Валентина Гриценко
06.04.2016 в 09:30 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Жалко, церковь и музей дополняют друг друга.
land_driver
21.04.2016 в 16:55 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Надеюсь, что это была не последняя моя поездка в Карелию
Андрей Шадрин
06.04.2016 в 09:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Классный музей, и избушка просто класс. Я бы поселился в ней! 😀
Валентина Гриценко
06.04.2016 в 11:31 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
🙂 Да, избушка колоритная.
Андрей Шадрин
15.04.2016 в 11:25 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Раньше делали дома на совесть, поэтому они и дожили до наших дней. В Екатеринбурге много подобных домов! =)
Галина Шефер
07.04.2016 в 12:37 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень интересное убранство церкви. Необычное для православных церквей.
Редко в каком храме можно увидеть столь изящную простоту и аскетизм, сочетающуюся с резным иконостасом, да ещё и белым! Обычно я видела, что резные деревянные иконостасы или под золото-бронзу красят или деревянными оставляют. А тут — очень оригинально! Ощущение свежести, чистоты, света. Прекрасно выглядит!
Валентина Гриценко
07.04.2016 в 13:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне тоже понравилось это сочетание аскетизма и изящества.
Галина Шефер
24.04.2016 в 20:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, сочетание изумительное. А ещё я очень люблю деревянные церкви. У нас такие — огромная редкость!
Александр
08.04.2016 в 11:42 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Церковь интересна собой и действительно ее архитектура отличается от православных церквей. Когда увидел фотографии иконостаса, икон и внутреннего убранства церкви, меня удивило то, что там разрешают фотографировать. Насколько я знаю в православных церквях не разрешают видео и фотосъемку. В католических — пожалуйста, проблем нет.
Валентина Гриценко
08.04.2016 в 12:10 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Дело в том, что эта церковь не действующая. Она является музеем. Когда пришла советская власть, её сразу сделали музеем, уважали коммунисты Петра 1. Поэтому, наверное и сохранилась. Сейчас в церкви только один раз в год проводят богослужения на праздник святых Петра и Павла.
Наталья
18.09.2024 в 12:28 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Когда мы посещали эту церковь, экскурсовод сообщила, что церковнослужители храм отказались освещать, так как нарушены многие православные каноны. Поэтому в ней можно фотографировать и не покрывать голову…
Валентина Гриценко
18.09.2024 в 13:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересное замечание, Наталья. Не знала об этом.
Brisco Tanya
09.04.2016 в 14:57 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А я и не знала, что в России нельзя фотографировать в церквях. В Англии разрешили фотосъемку в действующих протестантских церквях в середине 1960-х.
Валентина Гриценко
09.04.2016 в 19:14 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В России не во всех православных церквях запрещают фотосъёмку. Я думаю, разрешать или запрещать фото и видеосъёмку решает каждая конкретная церковь для себя, вернее церковное руководство (не знаю, как правильно оно называется).
Святослав
12.04.2016 в 20:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Хорошие фото, интересная экскурсия. Церковь оригинальна и красива. Кресты в православии допускаются разной формы, и с наклонной поперечиной, и без неё. Екатерина — это единственная женщина, которую он любил по настоящему, а было у Петра много увлечений разного пола. Он был ей многому обязан.
А, вообще, церквей белых изнутри я не встречал. Очень светло и уютно. А фотографировать в большинстве церквей у нас можно.
Валентина Гриценко
13.04.2016 в 10:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, и за дополнения тоже.
Оксана
13.04.2016 в 14:24 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за интересную экскурсию. Храм очень светлый и душевный, а иконы какие необычные. С удовольствие узнала о них.
Валентина Гриценко
13.04.2016 в 15:36 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Рада, что понравилась экскурсия.
Людмила
14.04.2016 в 15:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Прекрасная экскурсия, просто зачиталась! Особая благодарность людям, которые не смотря ни на что хранят эти уголки истории, даже не зная в полной мере о жизни тех кто стоял у истоков, хотя этого жаль. Но люди с пытливым умом , как у Вас Валентина, докопаются до истины, спасибо Вам!
Валентина Гриценко
14.04.2016 в 21:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
🙂 Вы мне льстите, Людмила. Но мне приятно, что Вам понравилась эта публикация.
Валерий Петрович
18.04.2016 в 04:09 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Людмила права и не грамма не льстит. Очень хорошая и позновательная статья с отличными фотографиями. Спасибо за проделанный труд.
Валентина Гриценко
18.04.2016 в 08:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за добрые слова.
Алексей
18.04.2016 в 21:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Никогда не бывал в тех краях и поэтому было интересно вот так заочно поприсутствовать в местах исконно русского уклада жизни. Спасибо за интересный и содержательный рассказ.
Валентина Гриценко
18.04.2016 в 23:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Рада, что Вам понравилась экскурсия. Виртуальные путешествия зачастую вызывают желание отправиться в реальное путешествие, чтобы увидеть всё своими глазами.
Наталья
19.04.2016 в 17:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мы, очень часто, рвёмся за границу, чтобы посмотреть тамошние красоты. И забываем, вернее, не думаем, что у нас в России столько всего интересного! Не знаем своей культуры, своих истоков, обидно!
Валентина Гриценко
19.04.2016 в 19:31 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Наталья, а что мешает узнавать свои истоки и культуру?
Татьяна
19.04.2016 в 10:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Не зря назвали церковь «иностранкой», она и и вправду отличается от наших храмов и своей белоснежностью, и оформлением иконостаса. И надо же, какой интерес проявляют потомки голландца Геннина — приехали в такой тихий уголок России, чтобы узнать детали истории рода.
Валентина Гриценко
19.04.2016 в 11:42 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Татьяна, мне тоже импонирует интерес потомков Генина к его жизни.
Елена Шикова
22.04.2016 в 01:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
По поводу иконы Богоматери, я где-то читала, что полумесяц в христианстве символизирует солнечное затмение, которое случилось в час смерти Христа. Солнечное затмение может выглядеть именно, как полумесяц
Валентина Гриценко
22.04.2016 в 07:59 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Возможно и такой вариант.
Александр Каратаев
26.04.2016 в 14:38 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень удивительная церковь. А иконы действительно почти все с политическим подтекстом. Про курорт вообще не знал. С большим интересом перешел по ссылке и почитал заодно и о Прутском походе. Таких подробностей тоже не знал. Вот откуда оказывается появился орден великомученицы Екатерины.
Когда-то давно смотрел фильм Дмитрий Кантемир — там этот момент был немного затронут (это я о Прутском походе).
Наверное преклонение перед иностранщиной немало таких вот мест погубило, как этот санаторий. Дворцы возрождаются, а сколько мест уже нет…
Валентина — шикарная и очень познавательная статья получилась. Спасибо. Я действительно узнал много интересного.
Валентина Гриценко
26.04.2016 в 15:55 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Александр, спасибо. Рада, что Вам понравилась статья.
Галина Лукас
26.04.2016 в 22:37 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ах как жаль, что не побывали мы внутри церкви. Была закрыта. Очень красивый деревянный интерьер, декор. Представляю себе, как там легко дышится…
Валя, замечательная статья! Спасибо!
Валентина Гриценко
27.04.2016 в 22:06 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, внутри действительно светло, легко, за счёт белого цвета и высоких окон.
Константин
13.06.2016 в 03:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да уж, царь Петр шутником был, не повезло херувимам ))
Валентина Гриценко
13.06.2016 в 21:49 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это точно. 🙂
Валентина Кирс
20.06.2016 в 23:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, благодарю Вас за потрясающе интересный рассказ. Я была в этих местах во времена Советского Союза: Петрозаводск, водопад Кивач и Марциальные воды — такая у нас была поездка. Но тогда большинство церквей были закрыты, и церковь нам не показывали, к большому сожалению. А про свой климат местные жители говорили: девять месяцев у нас зима, а три месяца мы ждем лета :).
Валентина Гриценко
21.06.2016 в 08:14 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентинна, спасибо за комментарий. Да, а климат в северных широтах, как правило, такой и есть, от лета одно название. И если вдруг неделю стоит жара, говорят: аномально жаркое лето.
Надежда Суптеля
26.06.2016 в 03:09 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Забугорщина всем глаза затмила. А ведь по сути Валентина народ любой бывшей республики толком не знают историю родного края. Сколько целебных сильных источников элементарно в каждой 3ей — 4ой деревне любой страны. Мы жили в одном месте и я даже не знала, что там есть целебный источник, в деревне его называли Источник Целебной Силы. И вот как — то мне «захорошело», соседка увидела мой вид и повела на источник.
Взяла с собой бутылку пластиковую на 1.5 л, привела к источнику, поставила меня на колени перед ним, набрала воды в бутылку очень аккуратно и сказала: Читай молитву — любую, какую знаешь. Пока я прочитала Отче Наш, она потихоньку лила воду из бутылки за шиворот, потом также на коленях напоила меня, помогла подняться. Вы не поверите: было ощущение, что в меня какую — то силу влили, я так здорово себя почувствовала — супер молодая, как девчонка.
Она сказала: теперь нужно поблагодарить воду. И показала, что сделать. Я немножко очистила дно у края источника, очень аккуратно вытащила руками верхний слой песка, селяне постоянно чистили источник — родник, следили за ним. Набрала сама уже воды в бутылку и принесла домой. Вода как святая, понемногу по ложке доливала, когда пили простую воду. Спасибо Вам за прекрасное повествование!
Валентина Гриценко
26.06.2016 в 09:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересный случай, Надежда. Спасибо такой развёрнутый комментарий.
Надежда Суптеля
26.06.2016 в 19:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А ведь таких источников Валентина множество. Сейчас пока живем в Волгоградской области и мне знакомый таксист рассказал про один источник, он находится в городе. Часовенка, источник, купель, люди приезжают, набирают воду, окунаются. Одну женщину он возил больше года, точнее возили родственники: одевали ее в белую рубаху, опускали в источник в любую погоду и женщина начала ходить. У нее был большой стресс после одного события и отказали ноги. Вот она сила целебной воды.
Валентина Гриценко
26.06.2016 в 21:37 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
У нас в соседнем Верхотурском районе тоже есть святые целебные источники. Но всё же я думаю исцеление человека в таких источниках зависит от его веры.
Александр
23.08.2018 в 03:02 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень хорошо и красиво музеи сделали. Внешне на вид как обычная, стародавняя изба, а внутри много исторических памяток. С удовольствием бы побывал в таком историческом месте.
Валентина Гриценко
24.08.2018 в 12:53 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Места, действительно исторические. И здорово, что сохранилась церковь Апостола Петра и крестьянский дом, в котором сейчас такой интересный музей.
Людмила
04.10.2024 в 00:09 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Музей первого курорта в Карелии, вот это да! Удивительно, что именно там…
Интересная вышла экскурсия и стоящие экспонаты. Пропустила её или тогда с тобой, Валя, ещё не общались.
Сколько было читателей…Татьяна Бриско. Подумалось, как её английская жизнь протекает сейчас. Не знаешь?
Валентина Гриценко
05.10.2024 в 21:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Людмила читателей было много, да и писала я чаще. Про Татьяну Бриско сейчас не знаю, она же закрыла в 2022 г. свой блог. Может быть где-то и публикуется на недоступных нам платформах. Жалко, конечно, интересно было её читать.