Интересное место – железнодорожный вокзал Екатеринбурга, он становится похож на музей. Речь идёт не о старом вокзале – музее, который сейчас является Музеем истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а о новом, действующем. Правда, новый он относительно, Екатеринбургскому железнодорожному вокзалу нынче исполнилось сто лет. Его открытие состоялось в июне 1914 г. Само здание красивое и заслуживает отдельного рассказа. Но сегодня я хочу рассказать о фресках на сводах в залах ожидания вокзала. Появились они сравнительно недавно, в 2002 году после реконструкции здания Екатеринбургского ж/д вокзала.
Уникальные фрески железнодорожного вокзала в Екатеринбурге привлекают внимание и вызывают интерес у пассажиров, ожидающих здесь свои поезда. О чём же они? Сюжеты, композиции и хронология событий на этих фресках в своё время вызывали ажиотаж и споры вокруг них.
Итак, начнём экскурсию? Фрески находятся в залах ожидания на втором этаже. В том, что справа, фрески повествуют об истории Урала давно прошедших лет. В левом зале события XX века.
Расскажу о росписях в том порядке как их можно увидеть, войдя в первый зал ожидания со стороны главного входа вокзала. Они располагаются не совсем в хронологическом порядке. Будем смотреть по часовой стрелке.
Впереди фреска символизирующая основание Екатеринбурга. В 1723 году по указу Петра I начато возведение железоделательного завода на реке Исеть. Этот завод-крепость и назван Екатеринбургом. На первом плане изображены основатели Екатеринбурга: слева русский генерал немецкого происхождения Георг Вильгельм де Геннин, прекрасный инженер, разбирающийся в горном деле, металлургическом производстве и строительстве заводов, справа известный русский историк, географ, экономист, промышленник и государственный деятель Василий Никитич Татищев. А позади, скорее всего их помощники: М.С. Кутузов, Н.Г. Клеопин и К.А. Гордеев.
1833 г. – создание уральскими мастерами Ефимом и Мироном Черепановыми первого в России паровоза. В центре как раз изображены Черепановы. На заднем плане Лисья гора с башней, являющиеся символами Нижнего Тагила. По некоторым источникам башня эта строилась Демидовыми как обсерватория. Рядом с Лисьей горой изображён Выйский медеплавильный завод, на котором и работали Черепановы.
1830 г. – белоярский крестьянин-смолокур Максим Кожевников нашёл первые изумруды в месте, где речка Токовая впадает в реку Рефт. С тех пор уральские изумруды получили мировую известность.
А эта фреска рассказывает о знаменитом походе Ермака через Уральский хребет на Сибирь. О дате начала похода историки спорят до сих пор, в разных трудах указываются и 1579, и 1581, и 1582 года. Авторы фресок решили остановиться на 1581 году.
Знаменитая Ирбитская ярмарка, по некоторым данным официально утверждённая в 1643 г. указом царя Михаила Фёдоровича Романова. Благодаря своему географическому положению Ирбитская ярмарка имела большой товарооборот. Сюда стекались товары из европейской части России, из Сибири, Китая, из Средней Азии. В 1686 г. был построен ярмарочный гостиный двор, который и изображён на фреске. В XVII веке ежегодная Ирбитская ярмарка начиналась 6 января.
И последняя фреска в этом зале изображает события 1598 года. Это год основания города – таможни Верхотурье, который стал воротами в Азию. После открытия Бабиновской дороги, на которой и построили таможню Верхотурье «все другие пути через Уральские горы в Сибирь и обратно были официально запрещены. Только по ней разрешался проезд служивых и торговых людей, провоз товаров и государственной почты с денежной и меховой казной. Всех, кто пытался проехать другим путем, били кнутом. А товары конфисковывали. Правительство находило выгодным содержать всего лишь одну таможню и взимать пошлины со всех провозимых товаров». (Информация взята с сайта Уральского таможенного управления ФТС).
А теперь перейдём в другой зал ожидания. Здесь фрески рассказывают о событиях советского и постсоветского периода Свердловской области, да и страны в целом.
1917 – 1922 г.г. гражданская война разделила страну на красных и белых. В центре фрески царская семья, возносящаяся из дома Ипатьева в Екатеринбурге (место расстрела) на небеса. А над их головами изображён, построенный на этом месте, Храм на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. И ещё такая деталь, Храм этот изображён на фоне множества куполов церквей, окрашенных красным заревом. Вот такие они революции: «мы разрушим до основанья, а затем…»
1941 -1945 г.г. – Великая Отечественная война. Тут прямо целая панорама. На переднем плане добровольцы, идущие на фронт. В центре памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Этот памятник расположен прямо перед железнодорожным вокзалом Екатеринбурга на привокзальной площади. Слева на заднем плане танковый бой, а справа рабочие, скорее всего на Нижнетагильском заводе собирают танки.
Интересно всё же почему фрески расположены не в хронологическом порядке? Вот следующая роспись показывает события 1929 – 1934 г.г. Это строительство в Свердловске Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ или ещё его называют Уралмаш). Правда, УЗТМ строился с 1928 по 1933 г.г.
Ну и вот она та самая фреска, которая наделала много шума в прессе. 1960 год 1 мая под Свердловском был сбит американский самолёт-шпион U-2, пилотируемый Пауэрсом.
И самый интригующий сюжет в левой части картины. В сидящем за столом в белом халате человеке, явно узнаваемы черты лица Л.П. Берии. Именно этот факт вызывал негодование: зачем глава НКВД – «кровавый палач» изображён здесь на фресках железнодорожного вокзала? Вообще этот сюжет сплошная хронологическая, и не только неразбериха. Если здесь показано совещание по разработке ядерного щита СССР, то почему за окном Белоярская АЭС? Напомню, что под фреской стоит 1960 год. В центре изображён И.В. Курчатов — академик, научный руководитель работ по созданию атомных реакторов и атомной бомбы, но он умер в феврале 1960 г., а за окном лето. Да, Лаврентий Берия после войны курировал ядерный проект СССР, но его расстреляли в декабре 1953 г. Слева от Курчатова можно узнать академика М.В. Келдыша. А за спиной Л.П. Берии узнаём академика С.П. Королёва. Они тоже участвовал в научных разработках, по созданию ракетно-атомного щита. Человек со скрещенными на груди руками очень похож на академика В.П. Мишина – конструктор ракетно-космической техники. Вот фото этих академиков 1959 года. Абсолютное портретное сходство.
Ну и как все предполагают, спиной к нам стоит И.В. Сталин. Маршальские лампасы и причёска, возможно да. Предположительно, здесь показана демонстрация Сталину плутониевой сферы, правда, первый плутоний в СССР получили в 1949 г. Но если не брать во внимание всю хронологию, можно предположить, что эта загадочная фреска рассказывает об имеющихся в то время в Свердловской области секретных объектах военной атомной промышленности. Например, Свердловск-44 и Свердловск-45. А это ведёт ко второй части фрески американскому шпиону Пауэрсу, видимо именно эти объекты его интересовали. А изображение Белоярской АЭС, с отличающим её барельефом И.В. Курчатова в обрамлении орбит электронов (барельеф, кстати, был установлен в 1969 г.) и является той связующей нитью между изображенной группой людей и Свердловской областью.
Следующая фреска рассказывает уже о постсоветском периоде 1991 – 2001 г.г. Это уже не Свердловск, а снова Екатеринбург. Вот такая эйфория была у народа в 1991 г. Земляк Ельцин Б.Н. стал президентом РФ, вот он в центре. Рядом с ним архиепископ, в новой России церковь «реабилитировали». А фоном к этой «демонстрации» узнаваемые достопримечательности Екатеринбурга: здание администрации города Екатеринбурга, дом Севастьянова, в то время ещё известный как Дом профсоюзов, водонапорная башня в историческом сквере, памятник маршалу Жукову, бюст Павла Бажова на плотинке, и Вознесенская церковь, и Оперный театр, и купол цирка с недостроенной телебашней и т.д. Всё это символы Екатеринбурга.
А последняя фреска охватывает ещё больший период с 1956 г. по 2000 г. и посвящена спорту. Здесь и волейбольная команда «Уралочка», и лыжники, и хоккеисты. И всё это на фоне уральской природы.
Вот мы и узнали, о чём рассказывают фрески железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Эдакий урок по истории Среднего Урала и Свердловской области в довольно оригинальной интерпретации. Но кроме фресок, здесь есть ещё интересные экспозиции, знакомящие пассажиров с историей Свердловской области, о них я расскажу в следующий раз.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
17 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Оксана
17.11.2014 в 18:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень интересно! Спасибо. Эти фрески это история. Жаль, что так редко встречаются на вокзалах такие шедевры.
Валентина Гриценко
17.11.2014 в 20:48 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, фрески интересны. А о некоторых событиях, я, хоть и жительница Свердловской области, узнала благодаря этим фрескам: про Верхотурье как таможню.
ladybloger
22.11.2014 в 12:11 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Не вокзал, а настоящий музей! Спасибо за такой интересный рассказ, Валентина!
Забавно, как граница Европы и Азии проходит криво. У нас тоже граница Европы и Азии по Дону в городе моём проходит.
Валентина Гриценко
22.11.2014 в 12:42 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Через Ростов-на-Дону? Кстати у меня на сайте есть статья про границу Европа-Азия http://istoki-tur.ru/granica-evropa-aziya/.
ladybloger
03.12.2014 в 13:33 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, прямо по Дону у нас проходит. Мы живём в Европе, а к бабушке на дачу ездим в Азию. 🙂
Пошла читать статью. 😉
Елена
26.11.2014 в 14:26 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Величава история государства Российского! Эти фрески, изображающие несколько сотен лет истории, исторических событий создания и развития города Екатеринбург, — бесценные сокровища исторической памяти этого города и вообще всего государства. Очень жаль, что революционеры так беспощадно расправлялись не только с историческими ценностями такого значения, но и с жизнями великих семейств.
Валентина Гриценко
26.11.2014 в 15:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вы правы, Елена, подобные фрески, да и вообще исторические экспозиции в людных местах помогают сохранить историческую память, ведь не все ходят в музеи.
Александр Каратаев
27.11.2014 в 15:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, замечательный фоторепортаж! Читал с большим интересом. А туда люди вообще уезжать приходят или полюбоваться этим музеем?
С фреской, где про Пауэрса, действительно загадочно вышло. Скорее всего она не только отображает исторический факт, но и содержит некое иносказание. Раз столько несовпадений по времени и личностям…
Ведь Пауэрса сбили не просто так… Считалось, что в СССР нет такой возможности — перехватить и сбить самолёт на этой высоте. Всё было засекречено и это сбитие вроде как первое реальное испытание комплекса.
А изображённые на фреске личности в разное время были как-то причастны к его разработке. Может быть в этом смысл…
Валентина Гриценко
27.11.2014 в 19:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Александр, конечно «туда люди приходят уезжать», ведь это действующий вокзал, а фрески украшают залы ожидания. Так что пассажиров, ожидающих свои поезда там всегда много.
Таисия
18.01.2015 в 12:35 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень познавательная получилась экскурсия! Красивые фрески! И как хорошо, что они рассказывают об истории края. Я один раз была на вокзале в Екатеринбурге и это было лет 25 назад. Тогда пришлось добираться с пересадками, вот одна из них и была в тогдашнем Свердловске. Но помню, что была только на первом этаже вокзала, а потом сразу уехала с экскурсией по городу. Очень понравился ваш город!
Валентина Гриценко
18.01.2015 в 18:34 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
За 25 лет на вокзале Екатеринбурга всё сильно изменилось.
Петербурженка
29.01.2016 в 12:40 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
С удовольствием прочитала пост.
Эти фрески — настоящий учебник истории!
Что же касается самой «шумной» фрески тут двоякое мнение. С одной стороны художник видит не так, как простой обыватель, плюс фреска выдержана не столько в рамках времени, сколько в рамках темы. Правда, тогда возникает вопрос стоило ли привязывать ее к одному году.
А вот вторая сторона значительно более… скандальная, что ли (?). Но, на мой взгляд, очень серьезная. Век информации сыграл со всеми злую шутку: информации (не в пример 20 веку) очень много, но уверенности в ее достоверности с каждым днем все меньше и меньше.
И это не только интернет, где, безусловно, процент безответственной (я имею в виду серьезные темы) информации просто зашкаливает. Попадаются и книги, информация в которых не вызывает полного доверия.
При этом авторы высказывают свое мнение безапелляционно, без малейших «возможно», «вероятно», «на мой взгляд».
Самое печальное, что таким образом может выработаться, мягко выражаясь, неточный взгляд на историю, которая и сама по себе наука не так чтобы объективная((((
И это печально. Мне кажется, что фреска, о которой идет речь, может привести именно к таким необоснованным выводам…
Валентина Гриценко
29.01.2016 в 13:36 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Ну, да, здесь всё перемешалось, как и в головах у многих. А вообще в последнее время складывается впечатление, что история — это псевдонаука. Кто как хочет, так и трактует её, придумывая свои собственные «исторические сюжеты» . И последующим поколениям будет очень сложно разобраться во всей этой информационной чехарде, что же и как было на самом деле.
И это действительно печально, и страшно.
Александр
10.06.2020 в 10:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А разве это фрески? Это живопись, изображение масляными красками. А фрески сейчас мало кто делает . Фреска — роспись по сырой штукатурке (аль фреско), если штукатурка сухая – аль секко. На вокзале живопись маслом.
Валентина Гриценко
10.06.2020 в 11:10 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Возможно Вы правы, Александр. О технологии нанесения этой росписи на вокзале, я ничего не нашла, но в новостных лентах их называли фресками. Поэтому я тоже назвала фресками.
Лиза
31.08.2023 в 14:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Над фресками работала группа художников под руководством Леонарда Александровича Гусева, ныне старейшего уральского художника.
Валентина Гриценко
31.08.2023 в 14:37 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за дополнение, Лиза.