«

»

Мар 19 2020

Лыжные прогулки по старой железной дороге

старая_дорога_staraja_dorogaЕщё никогда я так много не каталась на лыжах, как этой зимой. От души накаталась. Самые интересные прогулки были – лыжные прогулки по старой железной дороге, будто маленькие приключения в поисках следов исчезнувшей дороги.

История строительства Богословско-Сосьвинской железной дороги

134 года назад, в марте 1886 г., когда ещё не было и в помине нашего города Серова, главный управляющий Богословским горным округом Александр Андреевич Ауэрбах предложил новым владельцам округа Половцовым построить узкоколейную железную дорогу от Турьинских рудников (ныне город Краснотурьинск) до Филькинской пристани на реке Сосьва. Географическая изолированность Богословского горного округа (БГО) от рынков сбыта, и растущие объёмы производства Богословского завода требовали решения вопроса транспортировки продукции.

Ещё в 1872 году в Верхотурском земском собрании говорили о необходимости строительства железной дороги до реки Сосьва. Планировалось «построить за счет земства дорогу от Турьинских рудников через Еловское зимовье до судоходного пункта на реке Сосьве, на протяжении 38 верст, с ассигнованием на то, до 4 тысяч рублей». Но тогда эти планы не осуществились.

Железная дорога необходима была и для доставки продовольствия в Турьинские рудники, Богословский завод, в частности дешёвого хлеба из Сибири, и удешевления вывоза продукции Богословского завода в Европейскую часть России. Паровой путь (паровоз + пароход) хоть и длиннее, но намного выгоднее, чем гужевая дорога до Кушвы, которой к тому же, не всегда можно пользоваться из-за распутицы.

Получив согласие А.А. Половцова, Ауэрбах приступил к строительству железной дороги. К концу 1886 г. узкоколейную железную дорогу, длиной в 38 км, от Турьинских рудников до Филькино построили. Эту железную дорогу назвали Богословско-Сосьвинской (БСЖД). Вместе с первым участком, построенным в 1883 г. между Турьинскими рудниками и Богословским заводом (ныне г. Карпинск), вся длинна первой железной дороги на Северном Урале составила 54 км. Постройка узкоколейной Богословско-Сосьвинской железной дороги позволила А.А. Ауэрбаху учредить собственное Богословское пароходство на реке Сосьва.

Филькинская_пристань_Fil'kinskaja_pristan'

Филькинская пристань. Фото из интернета.

А в 1893 г. в 10 км от Филькино была выбрана площадка для строительства сталерельсового завода началось строительство посёлка и узкоколейки от Филькино до заводской площадки. Это было зарождение нашего города.

Лыжня привела на старую железную дорогу

До недавнего времени я думала, что Богословско-Сосьвинская железная дорога – это та дорога, что проходит севернее города Серова. А недавно в Викимапии увидела старую карту с железными дорогами, проходящими через г. Серов. Не знаю, какого она года, предполагаю – это года 1950-е.

старая_карта_staraja_karta

Старая карта.

На этой карте показаны обе железных дороги от Филькино в сторону Рудничного: и та, что севернее города, и та, что проходит через город. Через город на посёлок Рудничный, железной дороги сейчас нет, но если сравнивать с современными картами, то видна автомобильная дорога от северо-западной окраины города, мимо кладбища, в сторону Рудничного, повторяющая маршрут железной дороги со старой карты.

Лыжня, что начинается у нас за посёлком Металлургов, по которой я весь январь каталась, как мне говорили лыжники, на 11 километре пересекает дорогу, проходящую мимо кладбища. О своих прогулках по этой лыжне я рассказывала недавно в статье «Зимний лес, лыжня и книги А. Иванова». На момент написания той статья я доходила только до 7-го километра и возвращалась обратно, планируя сделать «марш-бросок» в конце февраля, когда будет теплее и световой день дольше.

Однако, до конца февраля ждать не пришлось; 18 января я прошлась до 9-го км, а через неделю до 11-го. Этот двух километровый участок лыжной трассы между 9-м и 11-м, оказался очень интересным. Перед 10-м км лыжня пересекает речку Замарайку.

речка_Замарайка_rechka_Zamarajka

Верховье речки Замарайки.

Встретились мне на той лыжной прогулке и «бородатые» деревья (ели и берёзы). Это на их ветках растёт лишайник уснея бородатая. Деревьям от этого лишайника никакого вреда, питательные вещества из дерева они не вытягивают, дерево для таких лишайников – всего лишь место прикрепления.

бородатые_деревья_borodatye_derev'ja

«Бородатые» деревья.

уснея_бородатая_usneja_borodataja

Лишайник уснея бородатая.

Считается, что лишайники уснея очень чувствительны к загрязнению воздуха и растут только в экологически чистом лесу. Отрадно, что в нашем промышленном регионе есть чистые леса.

А вокруг красота, особенно, когда косые лучи январского солнца, подсвечивают еловые ветви и снег на деревьях.

солнце_в_лесу_solnce_v_lesu

Солнечный январский день в уральском лесу.

под_тяжестью_снега_pod_tjazhest'ju_snega

Под тяжестью снега тонкие берёзки сгибаются в дугу.

Зимний лес сказочно красив. Однажды побывав в горах, я влюбилась в них с первого взгляда. С лесом – иначе, любовь к нему приходит постепенно. С каждой прогулки лес становится всё притягательнее и притягательнее. Заснеженный или в сверкающем инее лес, такой манящий своей волшебной красотой.

Наконец я добралась до 11 км лыжной трассы, кстати, называется она «лыжня здоровья», так написано на километровых табличках.

11_км_лыжни_11_km_lyzhni

11 км лыжни здоровья.

Через несколько метров лыжня пересекает дорогу. Ну, как дорогу, она больше похожа на просеку. Я-то думала – по дороге машины ездят, а тут похоже только на снегоходах проезжают.

дорога_в_лесу_doroga_v_lesu

Налево дорога идёт в сторону пос. Рудничный (Турьинские рудники), направо дорога идёт в Серов (Надеждинский завод).

И тут все пазлы в моей голове сложились. Это и есть старая Богословско-Сосьвинская железная дорога, не та, что проходит севернее, до которой надо было пройти ещё один километр по лыжне. Припомнила и то, что на автодорогу (ул. Нахабина), что уходит в сторону кладбища в районе «Собачьего посёлка» выходит земляной вал, который видимо был не чем иным, как железнодорожной насыпью Богословско-Сосьвинской железной дороги.

Решила на следующий день пройтись пешком по тому земляному валу, что в черте города, а через неделю отправиться на лыжную прогулку по старой железной дороге. Любопытно посмотреть, что осталось от первой на Северном Урале железной дороги, конечно, рельсы-шпалы под снегом не увидеть, это надо летом идти, но железнодорожная насыпь, возможно, осталась.

Остатки старой железной дороги у Первого разъезда

Остатки старой Богословско-Сосьвинской железной дороги в Серове сохранились у Первого разъезда. Вал железнодорожной насыпи сохранился от ул. Маркова до ул. Пушкинской и от Пушкинской до Нахабина. Сразу за родником на ул. Пушкинская, к северу просматривается старая железнодорожная насыпь.

родник_rodnik

Родник «Серебряные ключи» на ул. Пушкинская.

остатки_старой_жд_ostatki_staroj_zhd

Остатки старой железной дороги.

Я, конечно же, видела и раньше этот вал, но вот прошлась по нему впервые. С южной стороны Новый посёлок с тополиной рощей.

Новый_посёлок_Novyj_posjolok

С северной стороны Первый разъезд.

Первый_разъезд_Pervyj_raz#ezd

Вид на «собачий посёлок» Первого разъезда.

Название собачий не официальное, официальное 7-я Линия. Но там действительно много собак бегает и в народе этот посёлочек так и окрестили.

А вот название Первый разъезд, очевидно, как раз и связано со старой Богословско-Сосьвинской железной дорогой. Однако на геогностической и гипсометрической карте Богословского Горного округа, составленной профессором Е.С. Федоровым и горным инженером В. В. Никитиным в 1894–1898 гг., разъезда № 1 на территории современного Серова нет, а есть разъезд № 7.

Разъезды на участке Богословско-Сосьвинской железной дороги, построенном в 1886 г., располагались следующим образом (продолжая уже имеющиеся):

от Богословска на 25-й версте разъезд № 4,

на 32-й версте разъезд № 5,

на 39-й версте разъезд № 6,

на 45-й версте разъезд № 7,

на 48-й версте разъезд Кола,

на 54-й версте станция Филькино,

на 56-й версте Филькинская пристань.

Остановки на разъездах предназначались для набора воды и дров, технического осмотра или обгона. Поэтому на разъездах имелись соответствующие сооружения. Позднее некоторые разъезды получили названия.

фрагмент_карты_fragment_karty

Фрагмент карты Богословского горного округа 1894 — 1898 г.г.

Я предполагаю, что разъезд № 7 переименовали в Первый разъезд, когда Серов, а в то время он был ещё Надеждинском, стал уездным городом (1920-1924 г.г.) и Богословская волость входила в состав Надеждинского уезда. Но это только мои предположения, вообще по истории возникновения посёлка Первый разъезд я информации не нашла. Только лишь то, что с 1930-31 г.г. здесь стали селить спецпереселенцев — донских и кубанских крестьян, не пожелавших вступать в колхоз, а чуть позднее политэмигрантов, в народе называемых перебежчиками, из Польши, Полесской Белоруссии, Финляндии, Швеции, Германии.

остатки_дороги_ostatki_dorogi

Остатки старой железной дороги у Первого разъезда.

Судя по карте, что я привела в главе «Лыжня, которая привела на старую железную дорогу», разъезд № 6 был переименован в разъезд Замарайка. Там недалеко исток речки Замарайка. А разъезд № 4 в станцию Красный Железняк в посёлке Рудничный.

В тот день мы проехали ещё по автодороге, что идёт мимо кладбища, разведать – докуда можно проехать. Оказалось, что сразу за кладбищем автодорога и заканчивается, дальше не расчищено, но видно, что кто-то проезжал по снегу. Я не рискнула, решила в следующий выходной пройти здесь на лыжах до того места, где старую железную дорогу пересекает лыжня.

не_дорога_ne_doroga

Не дорога, а направление.

Тропление лыжни по старой железной дороге

Второго февраля после сильных снегопадов отправилась в лес на поиски следов старой железной дороги. Неожиданностью стало для меня, что снег рыхлый и лыжи в нём утопают. Получилось, что я не катилась на лыжах, а шла, проваливаясь на каждом шагу в снег сантиметров на 10. Но любопытство выше трудностей.

заснеженная_дорога_zasnezhennaja_doroga

Заснеженная дорога. Что там за поворотом?

лыжный_след_lyzhnyj_sled

Мой лыжный след – не пойми, что.

снежное_безмолвие_snezhnoe_bezmolvie

Снежное безмолвие.

Красота в лесу. Особенно красиво смотрятся просеки.

узкая_просека_uzkaja_proseka

Узкая просека.

А тем временем в снежной целине уже и следы, когда-то проехавшей машины пропали.

снежная_целина_snezhnaja_celina

Снежная целина.

Ощущение, что здесь не ступала нога человека, будто иду по никем не хоженому маршруту.

зимний_лес_zimnij_les

Зимний лес.

И только множество следов зверей пересекают старую дорогу. Разные следы и маленькие и побольше. Встретились очень интересные следы, они были самыми крупными; толи заяц, толи лиса, толи собака. Сам след от лапы не разглядеть в глубоком, рыхлом снегу.

чьи_следы_ch'i_sledy

Кто знает, чьи это следы?

Неожиданно средь белых снегов возник яркий огненный плакат «Берегите лес от пожара», а рядом скамья под навесом меж двух сосен. Видимо, всё же маршрут не такой уж и нехоженый, но только летом, думаю.

место_отдыха_mesto_otdyha

Место отдыха на маршруте.

И снова белоснежное поле старой дороги. Тихо в лесу, только громко хрустит снег под лыжами. Кажется, что иду долго по снежной целине.

заметённая_дорога_zametjonnaja_doroga

Заметённая дорога.

Примерно через полчаса моего тропления лыжни по старой железной дороге, солнце взошло над лесом, красиво освещая верхушки сосен. С солнышком стало повеселее, а то мысли всякие про волков в голову полезли.

широкая_просека_shirokaja_proseka

Широкая просека.

заснеженные_сосны_zasnezhennye_sosny

Заснеженные сосны в солнечных лучах.

Наконец дошла до ЛЭП – это был для меня первый ориентир на маршруте, который я намечала по спутниковой карте.

ЛЭП_LJEP

ЛЭП.

Сразу за ЛЭП снова просека пересекает старую железную дорогу. Вдали на опушке виден ещё один плакат «Берегите лес от пожара», и скамья под навесом. Хорошее место летом для отдыха.

у_леса_u_lesa

Вдали у леса уголок отдыха.

После снегопада тропить лыжню по снежной целине, оказалось, довольно тяжело. Поэтому прошла только до ЛЭП – это 2 км и вернулась обратно. К тому же ноги начали подмерзать (мои лыжные ботинки не годятся для ходьбы в сугробах). А весь намеченный маршрут до места пересечения с лыжнёй здоровья примерно 7,5 км и обратно столько же.

лыжня_lyzhnja

Лыжня по рыхлому снегу.

Но прогулкой всё равно довольна, красота вокруг. Закончить исследование следов старой БСЖД решила в другой раз.

дорога_на_Турьинские_рудники_doroga_na_Tur'inskie_rudniki

Старая дорога идёт дальше на Турьинские рудники.

лыжня_lyzhnja

Лыжня на старой железной дороге.

Лыжная прогулка по старой железной дороге

Спустя три недели я снова отправилась на лыжную прогулку по старой железной дороге. Снегопадов накануне не было, поэтому надеялась пройти весь маршрут или хотя бы до бывшего железнодорожного разъезда Замарайка. На удачу дорога до ЛЭП оказалась расчищенной, хоть и довольно ухабисто — потихоньку проехать можно. Наверное, «Электросети» чистили дорогу для технического обслуживания высоковольтной. Под ЛЭП стоял одинокий внедорожник, а вдаль по старой железной дороге уходили следы снегохода, лыж, людей и собак. На этот раз маршрут не казался нехоженым, как тогда, после снегопадов.

Почему-то я решила, что увижу по пути строения бывшей станции Замарайка. Это в Викимапии нарисовано несколько квадратиков и подписано, что это фундаменты, у меня же в голове отложилось, что здания, видимо я настолько погрузилась в историю с БСЖД, словно провалилась на сто лет назад. Да и не мудрено, среди этих снегов и лесов потеряться во времени.

За ЛЭП рельеф сначала шёл ровный, о бывшей железной дороге ничего не напоминало. 

лыжная_прогулка_lyzhnaja_progulka

Лыжная прогулка.

Потом старая железнодорожная насыпь то появлялась на маршруте, то снова пропадала в зависимости от рельефа.

старая_железная_дорога_staraja_zheleznaja_doroga

Старая железная дорога. Что там под снегом?

На двух следующих фотографиях пустое заснеженное пространство рядом с тропой, возможно и есть место, где располагалась сто лет назад ж/д станция «разъезд Замарайка». Когда я шла вперёд, это место проехала, не придав значения заснеженной поляне, сфотографировав лишь красивые солнечные блики на снегу, да пушистые сосны.

у_бывшей_станции_u_byvshej_stancii

У бывшей станции Замарайка, вид в сторону Серова.

у_бывшей_станции_u_byvshej_stancii

У бывшей станции Замарайка, вид в сторону Рудничного.

Это уже на обратном пути я стала присматривать и искать, где мог располагаться железнодорожный разъезд и строения. Пришла к выводу, что станция была именно на этой поляне, тем более от неё в двух диагональных направлениях отходили просеки или старые дороги. По старым картам одна дорога выходила на посёлок Вятчино (примерно 7 км), вторая на посёлок Ключевой (примерно 5 км).

просека_вдали_proseka_vdali

Просека вдали.

После поляны снова стал отчётливо просматриваться рельеф железнодорожной насыпи.

по_старой_жд_po_staroj_zhd

Лыжная прогулка по старой железной дороге.

Удивительные ощущения – едешь по заснеженной насыпи и представляешь, как сто с лишним лет назад прокладывали здесь узкоколейную железную дорогу, как водили потом паровозы составы, гружённые рудой, как нёсся над тайгой паровозный гудок.

старая_железная_дорога_staraja_zheleznaja_doroga

Здесь проходила старая Богословско-Сосьвинская железная дорога.

Местами старая дорога проходит по склонам лесных пригорков.

сосны_на_склоне_sosny_na_sklone

лесной_склон_lesnoj_sklon

Вдруг справа внизу снова открытое заснеженное поле – это озеро Донка (название я встретила только в Викимапии).

заснеженное_озеро_zasnezhennoe_ozero

Заснеженное озеро.

На сосне у дороги прицеплен листок, где написано «Пожарный водоём».

указатель_на_сосне_ukazatel'_na_sosne

На старых картах нет никакого озера в этом месте, возможно, это искусственно созданный водоём. На картах со спутника водоём имеет треугольную форму. Одна сторона треугольника – это железнодорожная насыпь, очень напоминает дамбу.

После озера заметила странные следы на стволах сосен, что аллеей окаймляют старую железную дорогу. У меня было впечатление, что по дороге проехал широченный автомобиль и содрал кору с деревьев.

отметины_otmetiny

Содранная кора на соснах. Кто или что оставило эти отметины?

Потом дорога проходит мимо заснеженного болота.

заснеженное_болото_zasnezhennoe_boloto

Вдруг над тайгой, действительно послышался гудок, значит действующая железная дорога, что проходит севернее, уже близко.

Ещё немного и я дошла до места пересечения с одиннадцатым километром лыжной трассы «Здоровье» и всё недоумевала, почему так и не увидела станцию Замарайка. Будто наваждение, какое-то, я упорно думала, что на Замарайке должно сохраниться здание.

Так как во время январской лыжной прогулки я дальше 11-го км не пошла, в этот раз решила дойти до конца лыжни здоровья – до 12-го км. На 12-ом км лыжня выходит к действующей железной дороге Серов-Бокситы.

у_станции_Лобик_u_stancii_Lobik

Действующая железная дорога у станции Лобик.

Смешное название Лобик дано по названию речки Лоб, она протекает севернее дороги и впадает в Турью.

На обратном пути разглядывала лишайник уснею – «бородатые» деревья прямо у лыжни стояли.

уснея_usneja

Одну мохнатую веточку забрала с собой на память, она валялась на снегу унесённая ветром. Заметьте, этот вид уснеи отличается от того, что на фото с январской лыжной прогулки в начале рассказа.

уснея_usneja

Уснея — «унесённая ветром».

Лыжная прогулка по старой железной дороге интересна не только с точки зрения поиска остатков железной дороги, но и в качестве наблюдения за природой. Я уже говорила, что здесь много следов зверей. В эту прогулку снег был не рыхлый, поэтому следы на снегу чёткие. Вот заячий след.

заячий_след_zajachij_sled

Хоть день и пасмурный, но всё равно в лесу красиво и интересно.

сосна_sosna

Сосна перед озером у дороги.

Летом, наверное, здесь очень красиво.

аллея_alleja

Аллея над старым железнодорожным полотном.

Лыжные прогулки по старой железной дороге подарили мне море позитивных эмоций и впечатлений, открыли новый маршрут для походов выходного дня. Летом ещё обязательно схожу. Во время лыжных прогулок я снимала видео. Не стала вставлять его в эту статью, опубликую отдельным постом как «Видео дневник поиска исчезнувшей железной дороги».

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

10 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Аватар
    Надежда Семеновна

    Я читала ваш рассказ Валентина, как фильм смотрела. Такие красивые фотографии, снег глубокий, белый. Этой красоты у нас не было в прошлую зиму.И весна пришла рано. Просеки красивые, сосны стоят в ряд, припорошенные. Мох на дереве такой никогда не видела, думала что любой мох вредит деревьям.
    Вы смелая женщина, я бы побоялась одна идти в лес. Звери могут встретиться четвероногие, да и двуногие могут быть всякие.
    Удачи в походах на лыжне!

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Спасибо. Надежда Семёновна, я ещё видео следующим постом опубликовала.

  2. Аватар
    Хуторная Елена

    Целое расследование получилось, и здорово, что удалось найти старую железную дорогу! Да и места такие красивые, так что не только польза от расследования, но и столько удовольствия )))

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Это да, Елена, огромное удовольствие от этих лыжных прогулок. И маршрут мне очень понравился — интересный.

  3. Аватар
    Святослав

    Валя, Вы молодец, что совершаете такие дальние прогулки, при этом интересуетесь историей и любуетесь природой. Ваш город в тридцатых годах носил ещё название Кабаковск. Это фамилия Первого секретаря обкома партии. Его фамилию носили колхозы, школы, улицы. Улица на которой живу я тоже была когда-то Кабаковской. Пожили ребята хорошо. Злоупотребляли своей властью по полной.И не мудрено, образование он имел 4 класса. В 1937-м его расстреляли.
    След что вы сняли на верхней левой фотографии может быть собачим и волчьим. Просто в этом месте зверь отклонился от прямой, поэтому трудно ответить на Ваш вопрос. Внизу — след заячий. Косой шёл от Вас. А ещё можно определить насколько он свежий. Если бы вы провели рукой по следу и не встретили бы сопротивления, то след свежайший, а если след «запёкся», то есть появилась корочка, то след старый. Чем след старее, тем толще смёрзшийся слой. Но, так как Вы скорее всего шли поле обеда, то след старый. Заяц днём спит на лёжке.
    Стволы сосен, конечно, повреждены лесовозами.
    А природа у нас на Урале классная. Спасибо.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Здравствуйте, Святослав Сергеевич! Спасибо за комментарий. Да, я знаю, что наш город в 30-х годах назывался Кабаковск.
      На верхней фотографии след, наверное, всё же собачий. У волка, думаю, покрупнее будет. А про то, как определить свежесть следа буду иметь ввиду на будущее. Про лесовозы у меня тоже такая мысль появлялась, но я не была уверена.

    2. Аватар
      Сергей

      Соглашусь с Надеждой Семёновной: читаешь повествование, как будто какой роман типа «Дети капитана Гранта» или «Кортик». 🙂

      Завидно, что и увлечение краеведением совмещаешь, и здоровый образ жизни ведёшь. Пример для подражания.

      Наверное, все же придется повторить эти походы летом, когда будет более отчётливо насыпь видна.

      Поймал себя на мысли: для нас узкоколейка — исторический раритет, а вот в Индии мы были в предгорьях Гималаев — там такой паровозик с вагончиками до сих пор возит пассажиров.

      1. Валентина Гриценко
        Валентина Гриценко

        Обязательно летом там побываю. Интересно, да и просто лес полюбила, красиво. Единственное неудобство летних прогулок по лесу — комары и клещи.

  4. Аватар
    land_driver

    Везет же вам, столько снега было зимой. У нас выпал снег пару раз и через несколько дней исчез. Так что на лыжах за зиму почти не катались

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Да, уж, чего-чего, а снега у нас зимой достаточно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *