«

»

Окт 06 2018

Петропавловская церковь Походяшина у слияния Ваграна и Колонги

Петропавловская_церковь_Petropavlovskaja_cerkov'Сделаю перерыв в рассказах о башкирских каникулах. Перенесёмся с Южного Урала на Северный, расскажу о другой нашей летней поездке, в Североуральск и Волчанск.

В этом году Североуральск отмечал юбилей – 260 лет. Свою историю он начинал, как и многие уральские города с завода. Это был Петропавловский завод, построенный в глухой тайге на реке Колонга, верхотурским купцом Максимом Походяшиным. И было это начало создания Богословского горного округа (БГО) и начало освоения Северного Урала.

Тема истоков Богословского горного округа мне очень интересна, время от времени я рассказываю в блоге об истории БГО, о Половцовых, Ауэрбахе и Походяшине.

Впервые имя верхотурского купца и горнозаводчика Максима Походяшина мне встретилось в Фёдоровском геологическом музее, что в соседнем с нами городе Краснотурьинск. Перед входом в музей установлен памятник, в виде медной горы с мемориальными плитами, основателю Турьинских рудников (ныне город Краснотурьинск) Максиму Михайловичу Походяшину. А напротив музея стоит храм Преподобного Максима Исповедника, построенный в 1852 г. вместо сгоревшей деревянной церкви, которую строил в 1787 г. сын Максима Михайловича, Григорий Походяшин, в память отца.

Потом во время поездки в Верхотурье опять встретилась с именем Походяшина; верхотурский купец построил в 1754-1776 г.г. для Покровского женского монастыря двухэтажную каменную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Верхотурцы прозвали её Походяшинской. Колокольня Иоанно-Предтеченской церкви была самой высокой в Верхотурье – 50 м. К сожалению, церковь не сохранилась, лишь полуразрушенный первый этаж остался.

Иоанно-Предтеченская_церковь_Ioanno-Predtechenskaja_cerkov'

Развалины Иоанно-Предтеченской церкви в Верхотурье.

Разглядывая старую фотографию Иоанно-Предтеченской церкви, увидела её сходство с Богословским Введенским собором, что в Карпинске; мимо которого проезжаем, направляясь на Конжаковский камень, или на другие горные вершины, окружающие, словно ожерелье посёлок Кытлым.

Богословский Введенский собор также построен на деньги верхотурского купца М.М. Походяшина. Собор строился в 1767-1776 г.г. одновременно со строительством Богословского завода. В советское время храм был частично разрушен. Сейчас он почти восстановлен, нет только колокольни. А говорят, ту колокольню украшали и часы. Мало, какой завод в России в те времена мог похвастать башней или колокольней с часами, разве что Невьянский завод Демидовых.

Богословский_Введенский_собор_Bogoslovskij_Vvedenskij_sobor

Богословский Введенский собор в Карпинске.

Третью похожую церковь я видела издалека в Североуральске, когда мы проезжали через город на Жигаланские водопады или на Сосьвинский камень. И эта Петропавловская церковь тоже Походяшина; за годы советской власти она пострадала меньше в сравнении с церковью Рождества Иоанна Предтечи и Богословской Введенской церковью.

Все три церкви, построенные на деньги верхотурского купца и горнозаводчика М.М. Походяшина, представляют пример «уральского барокко». Все три храма «типа «кораблём» с «крещатым» 5-главием», высокие колокольни, словно мачты кораблей. Все три — каменные двухэтажные храмы; четверики на втором этаже имеют двухъярусные окна.

Походяшинские_церкви_Pohodjashinskie_cerkvii

Походяшинские церкви.

В общем, захотелось мне получше рассмотреть Петропавловскую церковь Походяшина у слияния Ваграна и Колонги; побывать там, где начиналось освоение русскими Северного Урала, где зарождался Богословский Горный округ. В картах Гугл и Яндекс поискала что ещё можно посмотреть в Североуральске, прикинула маршрут по городу, и отправились с сыном на север Свердловской области.

дорога_на_север_doroga_na_sever

Дорога на север.

От нашего города Серов до Североуральска 85 км, а от Екатеринбурга – 430 км. Примерно за 7 км до Североуральска расположен посёлок Бокситы. Автотрасса Серов-Ивдель через посёлок проходит параллельно железной дороге. Небольшой посёлок с маленькими деревянными домами расположился на берегу реки Вагран. До открытия бокситовых руд в этих местах, посёлок так и назывался Вагран с 1909 по 1943 год. До 1750-х годов здесь были юрты вогула (манси) Петра Тихонова.

околица_okolica

Пейзажи деревенской околицы.

околица_okolica

Околица.

За посёлком видны развалины какого-то завода. Я сначала подумала, что это развалины того самого Петропавловского железоделательного завода. Оказалось, это бывший кирпичный завод; кем и когда построен, информации не нашла.

кирпичный_завод_kirpichnyj_zavod

Развалины кирпичного завода в посёлке Бокситы.

Это по левую сторону от автодороги, а по правую сторону за железнодорожным полотном возвышается склон горы. В одних источниках гору называют Берёзовой, в других Безымянной. Примечательна она тем, что на её склоне имеется горнолыжная трасса, обустроенная энтузиастами горнолыжниками ещё в 1980-е годы.  

горнолыжный_склон_gornolyzhnyj_sklon

Местный горнолыжный склон.

приветствие_Североуральск_privetstvie_Severoural'sk

Приветствие на въезде в Североуральск.

Первую остановку в Североуральске я запланировала на стрелке, образованной слиянием рек Ваграна и Колонги. Перед мостом через р. Колонгу нужно свернуть направо, там несколько рядов гаражей, вот за ними и находится стрелка между Ваграном и Колонгой.

На высоком противоположном берегу Колонги возвышается Петропавловская церковь.

Петропавловская_церковь_у_реки_Petropavlovskaja_cerkov'_u_reki

Петропавловская церковь у реки.

С другой стороны, за Ваграном видны деревянные домики.

окраина_Североуральска_okraina_Severoural'ska

Окраина Североуральска.

Вот и сама стрелка между Ваграном и Колонгой, само остриё. Место очень интересное. Обратите внимание, как отличаются эти реки. Справа бурный Вагран стремительно несёт свои воды, слева Колонга, будто уснула, вода в ней стоит, и даже медленно течёт здесь в обратную сторону.

стрелка_strelka

Стрелка у слияния Ваграна и Колонги.

река_Вагран_reka_Vagran

Река Вагран.

Вагран – горнотаёжная река берёт начало со склона Казанского камня, что входит в Главный Уральский хребет. Впадает Вагран в Сосьву. Протяжённость реки 137 км. В мансийском языке есть созвучные слова «агыр» — «водоворот», «омут», есть глагол «варгыны» что означает «бурлить», «клокотать», и значения эти очень подходят для описания реки Вагран.

Здесь на стрелке напористый Вагран просто подпирает тихую Колонгу.

слияние_slijanie

Протяжённость реки Колонга 41 км, берёт начало у северо-западного основания горы Большая Брусковая в горном массиве Кумба. На мансийском языке Колонга означает Домовая (образовано от корня «кол» — дом и суффикса обладания «нг»).

стрелка_strelka

Стрелка. Слева Вагран, справа Колонга, на горизонте за Колонгой гора Кумба.

Примерно в полутора километрах от места слияния Ваграна и Колонги, на реке Колонга находится Колонгинское водохранилище. Видимо шлюзы плотины Колонгинского водохранилища приоткрыты чуть-чуть, и поэтому течение реки Колонга за плотиной такое слабое.

Короткое видео, снятое у слияния Ваграна и Колонги.

 

Бетонные «рубашки» рек в Североуральске – особенность города шахтёров.

«С 60-х годов прошлого века все протекающие в округе реки и ручейки загнаны в бетонные русла. По искусственным желобам они текут и по лесам, и по улицам — 73 километра рек и ручьев забраны в бетонные берега. Комплекс гидротехнических сооружений возвели, чтобы вода по карстовым пустотам не попадала в подземные бокситовые шахты.»

RG.RU.

К началу XXI века «бетонные рубашки» рек износились, и каждый год читаем в новостях, что очередная река прорвала искусственное русло, уйдя под землю. Вот и этим летом произошёл провал русла реки Калья. Был даже введён режим ЧС, потому что произошло загрязнение источника питьевого водоснабжения города.

Проходя к слиянию Ваграна и Колонги, видели подвесной мост через Колонгу, идём его разглядывать.

река_Колонга_reka_Kolonga

Река Колонга в Североуральске.

Мост оказался сломанным, экстремалы ходят по нему, но я не решилась и до середины дойти.

подвесной_мост_podvesnoj_most

Подвесной мост.

Чем дальше от места впадения реки Колонга в Вагран, тем больше она походит на ручеёк.

мост_most

Мост через речку Колонга на въезде в город по трассе Серов-Ивдель.

В XVIII веке до строительства плотины, река Колонга, наверное, выглядела полноводнее. Заглянем в историю появления на этом месте на реке Колонга первого на Северном Урале металлургического производства.

Сын верхотурского посадского и внук священнослужителя Максим Михайлович Походяшин, как бы сейчас сказали, «поднялся» на винокуренных заводах, да на откупах конских и питейных сборов.

«Откуп — система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам)».

Начинал «бизнес» Максим Походяшин со своим старшим братом Петром.

Видя, как бурно развивается уральская металлургия, верхотурский купец М.М. Походяшин решил вложить накопленный капитал в металлургическое производство. Вначале Максим Походяшин занялся горнозаводским делом в Сибири вместе с компаньоном, тоже верхотурским купцом. А в 1757 г. запросил в Берг-коллегии разрешения на строительство железоделательного завода на севере Верхотурского уезда. Для получения такого разрешения нужно было предоставить в Берг-коллегию письменное согласие от ясачных вогул, проживавших на этой территории — с каждой юрты, что вогулы-де не против, если рядом с ними будет построен завод. Что и было сделано, вогулы вместо подписей в этих документах ставили тамги, свои родовые знаки. Да, сейчас, если какой-нибудь предприниматель что-то строить собирается или рудник копать, местных жителей и не спрашивают, согласны они или нет на такое соседство.  

Отправленные Канцелярией главного правления уральских заводов на Северный Урал, старший пробователь Екатеринбургской лаборатории унтершихтмейстер Леонтий Яковлев и мастер водяных и мельничных колёс с Екатеринбургского завода Иван Савастьянов, осмотрели рудники на Колонге, заявленные купцом Походяшиным, и возможные места под его будущий железоделательный завод, дабы подтвердить, что дело не пустое.

В январе 1758 г. получено разрешение на строительство завода.

«Ему дозволили построить две домны и молотовую фабрику для перековки чугуна в железо на нижнем месте – там, где Колонга впадает в Вагран. Кроме того, можно было построить две или три медеплавильные печки с гермахерским и штыковым горнами. А если руды будет достаточно, то плавильных печек можно будет и прибавить. На верхнем же месте (выше по течению Колонги) фабрику для молотов строить не разрешили. Повелели «приложить всекрайнее старание» — так было написано в указе — к поиску удобного места на других речках. А если такового не найдут, то и домну вторую в действие не пускать. Боялись опустошения лесов. Оно конечно, заводу подавай древесный уголь непрерывно. Домну останавливать никак нельзя. Это сколько же деревьев на дрова для выжига угля переведут! Даже представить страшно».

Место под завод было выбрано где-то здесь не далеко от впадения Колонги в Вагран.

бетонное_русло_betonnoe_ruslo

Бетонное русло реки Колонга.

Возможно, там, где сейчас гаражи на правом берегу Колонги и был построен железоделательный завод.

Строительство завода началось в марте 1758 г. с постройки, в месте впадения Колонги в Вагран, сараев для хранения припасов и материалов, закупленных в Алапаевском железоделательном заводе. А когда сошёл снег, закипела работа в тайге на Колонге: валили деревья, расчищали место для пруда, строили первое жильё для работающих, приступили к строительству плотины на реке Колонга.

Уже в апреле 1758 г. Походяшин обратился в Тобольскую духовную консисторию за разрешением построить на Колонге на свои деньги церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла «на первый случай» деревянную, чтобы «в таковых бы местах православие размножилось» и, если будет разрешено, то причислить к Петропавловской церкви и новокрещенных вогул. В мае соответствующий указ из Тобольска был подписан. В июле началось строительство деревянной церкви на высоком берегу р. Колонга.

Строящийся завод назвали Петропавловским по названию строящейся церкви апостолов Петра и Павла. Одновременно со строительством Петропавловского завода, искали в горной тайге новые рудники, а на реках — места для новых заводов. К осени 1758 г. были найдены такие места на реках Павда, Нясьма и Турья.

Первую Петропавловскую церковь достроили в 1759 г., освящена с благословения Тобольскаго Митрополита Павла в ноябре месяце.

А первый чугун Петропавловский завод дал в июне 1760 г., первую медь в мае 1761 г. Решением Сената Походяшину было разрешено приписать 4200 человек с Чердынского уезда для вспомогательных работ, сроком на 10 лет. Приписные крестьяне должны были в определенное время выходить и выезжать на заводы и зарабатывать там свой подушный оклад, уплачиваемый за них в казну Походяшиным. Тяжело шла приписка крестьян на Петропавловский завод. Чердынцы отказывались ехать на завод в глухую тайгу, бунтовали.

И если ещё на самом заводе и рудниках было кому работать, то на заготовке дров для углежжения и на углежжении катастрофически не хватало работников. Выплавка чугуна — процесс непрерывный, в доменную печь постоянно должны загружаться руда и уголь; и зимой 1761 г. из-за нехватки угля домну пришлось погасить. По этой же причине из-за нехватки людей и угля, медеплавильные печи работали мало, хотя к тому времени уже были найдены богатейшие Турьинские медные рудники.

В январе 1762 года, присланный Канцелярией на Петропавловский завод, проверяющий Иван Колокольников писал в донесении, «что «те вододействуемые медиплавиленные печки ныне состоят за маловодием во остановке» … Печи стоят «за маловодием» — первый тревожный сигнал для заводовладельца: вода из пруда уходит «через печеры» — карстовые пустоты в донном известняке.» Да, видимо, провалы рек под землю давнишняя проблема этого района.

После усмирения «упорщиков» (Чердынских крестьян, сопротивлявшихся приписке) с помощью направленных Канцелярией солдат, у Походяшина появилась возможность поправить дела. В июне 1764 года он начал расчистку дороги от завода до Чердыни через Уральский хребет. На этой дороге были построены зимовья «для приюта проходящих и проезжающих».

В каком именно месте шла Походяшинская дорога через Уральский хребет толком выяснить не смогла. Есть предположение, что дорога проходила по южному более «низменному» склону Кваркуша, а может вдоль реки Улс, которая течёт между Кваркушем и Главным Уральским хребтом и впадает в Вишеру. На реке Улс, говорят, у Походяшина была пристань. 

Примерно такие пейзажи видели путники, направляясь из Чердыни в Петропавловский завод.

дорога_doroga

Дорога от Кваркуша и Жигаланского водопада в сторону Североуральска (бывший Петропавловский завод).

В это же время на реке Турья М. Походяшин строит Богословский медеплавильный завод и разрабатывает медные Турьинские рудники, а на реке Павда совместно с тульским купцом строит Николо-Павдинский железоделательный и медеплавильный завод. Начало славной истории Богословского горного округа положено.

Деревянная Петропавловская церковь простояла недолго. После произошедшего в ней пожара, стала непригодной для богослужений, поэтому в 1767 году на средства заводчика Походяшина и с благословения Тобольского митрополита Павла, заложили двухэтажный каменный храм на 38 м южнее деревянной церкви. Каменный храм в Петропавловском заводе начали строить в тот же год, что и в Богословском; но здесь строительство шло почему-то медленнее, возможно, потому что Богословский медеплавильный завод был более перспективный. Если Богословский храм построили ещё при жизни Максима Михайловича, то строительство Петропавловского растянулось на 30 лет. Нижний этаж был освящен в 1787 году в честь Казанской иконы Божьей Матери, а верхний в 1798 году во имя святых апостолов Петра и Павла.

Петропавловская церковь Походяшина у слияния Ваграна и Колонги.

Петропавловская церковь Походяшина у слияния Ваграна и Колонги.

Длина Петропавловской церкви почти 38 м, ширина 12 м, высота колокольни со шпилем 57,5 м.

колокольня_kolokol'nja

Колокольня.

колокольня_kolokol'nja

крыльцо_kryl'co

Крыльцо.

В 1893 г. над папертью к церкви пристроено крытое двухсходное крыльцо, ведущее на второй этаж.

В советское время Петропавловская церковь пострадала от богоборческой власти: были сброшены колокола, сожжён шпиль, утрачена ограда из чугунного художественного литья.

В 1960-м году решением Совета Министров РСФСР церковь св. Петра и Павла в Североуральске включена в перечень памятников культуры. Решение местных властей о начале реставрации этого памятника культуры и архитектуры XVIII в. принято только в 1976 г. Петропавловскую церковь североуральцы восстанавливали, как говорится, всем миром. В 1988 году церковь передана православной общине Североуральска, за год до освещения восстановленного первого этажа храма.

Перед храмом св. апостолов Петра и Павла с западной стороны установлен в 2008 в г. памятник основанию города «Символ города» в виде большого шара бокситовой руды, наполовину обработанного. Правда материал, из которого сделан шар не боксит, а китайский гранит.

символ_города_simvol_goroda

Памятный знак «Символ города».

В 1931 г. геолог Н.А. Каржавин открыл близ Петропавловского села месторождение бокситов (сырьё для производства алюминия) благодаря материалам, хранившимся в Фёдоровском геологическом музее, что в Турьинских рудниках (Краснотурьинск). Бокситовую руду он обнаружил на старых выработках: «В штабеле я увидел типичные шаровые образования красного боксита. И тут невольно возникла мысль назвать месторождение «Красная шапочка» (из книги Н.А. Каржавина «Красная шапочка»). Получается, первоначально месторождение было открыто ещё при Походяшине, когда работал Петропавловский завод. Но в то время не знали, что это за руда, её называли «убогой железной рудой», которая только выводила доменные печи из строя.

Благодаря месторождениям бокситов село Петропавловское вскоре превращается в город, ведь бокситовые рудники Северного Урала стали «главной рудной базой советского алюминия». А город стал называться Североуральск.

Памятный знак «Символ города» установлен на месте, где в XVIII веке стоял дом владельца Петропавловского завода Максима Михайловича Походяшина, в котором он останавливался, когда приезжал на Колонгу, проверить, как идут дела со строительством и работой завода. Из окон Походяшинского дома весь завод был, как на ладони.

памятник_pamjatnik

Памятник основанию города.

На постаменте под «бокситовым шаром» памятные таблички со словами основателя города и с описанием, в честь чего установлен памятник.

памятные_таблички_pamjatnye_tablichki

Рядом с Петропавловской церковью есть ещё одна достопримечательность – Петропавловская пещера, которая является геоморфологическим, археологическим и историческим памятником природы. Общая длина пещеры достигает 370 метров, а глубина – 11 метров. По легендам в пещеру вел тайный подземный ход из стоящего над ней храма Петра и Павла. В настоящее время, в целях безопасности, пещера закрыта для посещения, на входе решётка.

вход_в_Петропавловскую_пещеру_vhod_v_Petropavlovskuju_peshheru

В скальном выходе на склоне находится вход в Петропавловскую пещеру.

Петропавловская пещера закрыта для посещения, а вот другие пещеры близ Североуральска можно посетить, Так осенью мы побывали в Тренькинской пещере и в Чёртовом городище — очень интересные и древние места.

От Петропавловской церкви хорошо виден горный массив Кумба.

Колонга_и_Кумба_Kolonga_i_KumbaВершина слева – это гора Золотой камень, а справа – гора Кумба. За лесом, откуда течёт речка Колонга, находится Колонгинское водохранилище. Жалко, я не догадалась проехать до водохранилища, фото в интернете этого водоёма на фоне гор впечатляют.

Такое вот историческое место здесь на въезде в Североуральск, правда, от первого завода здесь ничего не осталось, зато сохранилась Петропавловская церковь Походяшина у слияния Ваграна и Колонги — настоящая жемчужина Северного Урала.

При написании статьи использовался материал с сайта Михаила Цыганко «Золотой камень» в том числе документальная повесть Юрия Сысуева «Петропавловский завод. Начало».

Через пять лет в 2023 г. я снова побывала в Североуральске на краеведческой конференции «Походяшинские чтения», после которой под впечатлением от визита в этот горняцкий город написала стихотворение «Сказание о Североуральске».

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

41 комментарий

Перейти полю для комментария

  1. Мария Анашина

    Какая необычная история этих мест! Перед глазами прямо встают картины прошлого, как здесь все только начиналось. И немного грустно, когда видишь сейчас рядом с великолепным храмом страшненькие пятиэтажки.

    1. Валентина Гриценко

      Да, брежневские или хрущёвские пятиэтажки не украшают наши города, чего не скажешь о сталинках. В центре Североуральска есть такие дома, вот на них приятно было смотреть.

  2. Анна Борисовна

    Какая красотища! Все больше влюбляюсь в Ваши места. Простор, история, природа! Что еще нужно для души. Жаль, все ветшает)))

    1. Валентина Гриценко

      Я раньше даже и не знала, да и не задумывалась, что у этого небольшого города такая интересная и значимая для Урала, да в принципе и для всей страны, история

  3. Сергей

    Валентина, особенно хорошо у тебя исторические очерки получаются. Читаешь, как книжку художественную.

    В очередной раз задумываешься, какая богатая… тяжелая у нашей страны история. Я вот возле Чердыни побывал (в Красновишерске) и все мечтаю туда вернуться. В твоем рассказе встретил снова упоминание об этом древнем городе — наверное, надо готовить экспедицию. 🙂

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Сергей. Чердынь, я тоже частенько встречаю в связи с историей Верхотурья, и вот Североуральска. Тоже есть желание побывать в этом историческом месте, и Вишеру увидеть.

  4. Надежда Семеновна

    Вы проделали большую работу, написав эту статью, Валентина. Много исторического материала, прекрасные фотографии. Горы просто завораживают! Никогда не была на Урале, так захотелось приехать и посмотреть на реки в «бетонных рубашках», на церкви. Каким М. Походяшин был деловым, активным, энергичным человеком.
    Спасибо за рассказ!

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Надежда Семёновна. Рада, что мой рассказ о Североуральске пробудил желание побывать на Урале.

  5. Галина

    В самом Североуральске побывала трижды. Но это было в начале 80-х. Жалко, что тогда не знала про стрелку…История этих мест впечатляет, как и любая история Уральских городов. Много всего «начиналось» и «было впервые» именно на Урале. Большая работа проведена, Валентина! С удовольствием почитала.

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Галина. Чем больше узнаю историю наших уральских городов, тем всё больше и больше люблю наш Урал. И каждый раз убеждаюсь, что не зря Урал был назван опорным краем Державы.

  6. Миша

    Хорошо съездили и рассказ интересный получился. Работу, конечно, провели немалую по сбору материала.
    Я в Североуральске был очень давно, когда в поход на Денежкин Камень ходили. Дело было зимой и города практически не видел.
    Мостик подвесной впечатляет. Ничейным стал, видимо. Никто не хочет вложить в общем-то небольшие деньги на ремонт.
    А Н.А.Каржавин с наших краёв.

    1. Валентина Гриценко

      Наверное, считают, что нет необходимости в этом мостике, недалеко железобетонный мост, вот и не ремонтируют. И да, скорее всего он ничейный.

  7. Александр Каратаев

    Валентина, каждый раз поражаюсь — какая у вас красивая природа!
    Иногда, читая Ваши статьи, ловлю себя на мысли, что наверное хотел-бы там жить…
    Спасибо за интересный рассказ…

    1. Валентина Гриценко

      Рада, что Вам понравилось, Александр. В Казахстане природа тоже красивая, многие фотографы специально ездят к вам на фототуры.

      1. Александр Каратаев

        Мне просто по душе больше лес… Жил в Москве, постоянно в подмосковных лесах бродил…

  8. land_driver

    Интересные контрасты — развалившиеся здания и новенькие отремонтированные храмы

    1. Валентина Гриценко

      Это Россия. В Советском Союзе было наоборот.

  9. ЧУМработница

    А меня зацепило название речки Колонга. На Архангельском севере очень похожие названия — Волонга, к примеру.

    ну а про церкви что говорить — сколько их погублено(

    1. Валентина Гриценко

      Да, жалко, что не все церкви сохранились.

  10. Людмила

    Для краеведения уральского бесценный материал!!! Запомню имя купца и промышленника Походяшина.
    Природу Урала отличает насыщенная зелень — контраст нашей приморской иссушенной. Церкви красивые, словно вымытые.

    1. Валентина Гриценко

      Ну, да, солнце у нас не настолько жгучее, как на юге, поэтому и зелень сочная летом.

  11. land_driver

    Да, точно, храмы разрушали, даже правильнее сказать — громили, а заводы отстраивали. Как быстро все поменялось

  12. Владимир

    Природа — просто загляденье.

  13. Valera

    Великолепие зодчества и руины рук человеческих и Вечная красота Природы — все это вокруг нас…

    1. Валентина Гриценко

      Мир не идеален, но прекрасного в нём больше. Хотя, и это относительно.

  14. Александр

    Красивое место. А мост действительно очень не надёжный. Я бы тоже не решился по нему ходить. Лучше потратить немного времени, чем искупаться в воде и при этом ещё можно серьёзно повредиться.

    1. Валентина Гриценко

      Да, упасть на бетонные плиты — приятного мало.

  15. land_driver

    Сейчас в некоторых местах церкви пытаются восстанавливать даже по старинным фотографиями или рисункам. Нам про такое в Курской области рассказывали. А те фрагменты, которых не удается найти по фотографиям, местные художники сами додумывают, как бы это могло выглядеть в каком-нибудь XVII веке

    1. Валентина Гриценко

      Конечно, надо восстанавливать, это всё же лучше, чем развалины.

  16. Галина

    Красота-то какая!… Мы раньше тоже много ездили по подобным местам, фото собирали, я даже в блоге писала. С тех пор много воды утекло, и осталось пара тройка статей. Но все равно, немного скучаю по тем временам =)

    1. Валентина Гриценко

      В таких местах кажется, время остановилось. Тихая, размеренная жизнь, близость природы, никакой суеты.

  17. Константин

    Интересно было увидеть место слияния рек с разным характером. Они действительно текут в противоположных направлениях, или я не правильно понял?

    О том, что русла рек загоняли в бетонные «рубашки», даже не слышал. Это какой же труд был проделан! Нынче ни один городской бюджет не осилит, наверное, такие работы.

    1. Валентина Гриценко

      Константин, эти две реки текут, как бы, в одном направлении. Но водоток Колонги настолько слабый, что в месте слияния получается, что воды Ваграна затекают в Колонгу. Когда мы смотрели с бетонного моста через Колонгу, видно было, что ручеёк (по другому не скажешь про этот поток) течёт в сторону Ваграна.
      А по поводу бетонных рубашек, даже их содержание в настоящее время для городского бюджета, похоже дорого, иначе не происходили бы каждый год провалы рек. Но бетонные русла — мера вынужденная для безопасности шахтёров. А шахт в Североуральском округе много, как и карстовых пещер. Неделю назад, кстати, мне удалось побывать в некоторых пещерах с экскурсионной группой. Обязательно расскажу в блоге о тех пещерах.

  18. Екатерина

    Красивая поездка и интересная история. Мост жуткий. Как по нему экстремалы ходят, страшно представить.

    1. Валентина Гриценко

      Вот и мне страшно было по нему пройти.

  19. Михаил Цыганко

    Эти каналы содержит рудник СУБР. К бюджету они не относятся. Каналы перекрывают на летний период для ремонтов, вот и не было воды в Колонге. А так она тоже крутая речка. Я ее до истоков пешком проходил в поисках агатов.
    Шар возле храма сделан не из боксита, а из китайского гранита. Поставлен УГМК в честь начала освоения — читай — убийства рек нашего края.

    1. Валентина Гриценко

      Михаил, спасибо за пояснения. Интересно, почему шар из китайского гранита, а не из уральского? Разве у нас на Урале нет своего гранита?

  20. Светлана

    Константин, у нас все реки текут с гор, потому они все быстрые, порожистые и холодные, текут, думаю, почти с одинаковой скоростью. В местах слияния заметны завихрения и цвет воды бывает разный, если это родные русла, а в каналах напор воды регулируется шлюзами.
    Но есть у нас интересное место у слияния рек Вагран и Сосьва, где обе реки текут параллельно в противоположном направлении, разделены узкой скальной грядой (перейма). К этому месту можно попасть сплавом по рекам Вагран и Сосьва и на автомобиле. Рядом находятся скалы Владычные, Стрелебские и Камень Кораблик с двумя гротами.

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Светлана, за интересный рассказ о месте слияния Ваграна и Сосьвы. Захотелось побывать там.

      1. Светлана

        Так побывайте! В каком городе Вы живете?
        Что-то не просматривается мой комментарий под статьей… что-то не так я сделала?

        1. Валентина Гриценко

          Я живу в городе Серов.
          Ваш комментарий, Светлана, в конце ленты комментариев к статье. Он не сразу появился под статьёй, потому что ждал одобрения администратора, т.к. Вы впервые оставили комментарий на этом сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *