Как только солнечная летняя погода установилась у нас на Урале, отправились мы в путешествие к устью реки. Такое мини путешествие в неизвестность. Ну как в неизвестность, на карте прекрасно видно место, где наша река Каква впадает в реку Сосьва. Это прямо можно сказать за городом. Если проложить прямую от дома до устья реки Каква, ровно 11,5 км, по дорогам, конечно больше, километров 16.
Устье реки Каква находится рядом с посёлком Черноярский, в народе называемый – Черноярка, он входит в состав нашего города Серова. Маршрут к устью реки Каква я выбрала по карте Гугл, там всё так прилично. Улица Школьная посёлка Черноярский продолжается дорогой, естественно не асфальтовой, а грунтовой, а может быть даже тропой к стрелке, образованной слиянием Каквы и Сосьвы.
Как-то коллега по работе рассказывал, как он сплавлялся на лодке по Какве до Сосьвы. Точно не помню, откуда он начал маршрут, наверное, от плотины металлургического завода. Я об этой плотине рассказывала здесь. Так вот, когда он на лодке вышел из устья Каквы в Сосьву, он опомниться не успел, как его понесло течением. Еле сил хватило выгрести против течения к берегу выше места впадения Каквы.
Раньше, лет сто назад, а может и меньше Сосьва была судоходной. И как раз где-то в устье реки Каква, либо рядом с устьем на берегу Сосьвы находилась пристань. Называлась она Филькинской, потому что ближайшим населённым пунктом была деревня Филькина. Как раз сейчас в нашем Серовском историческом музее проходит выставка «Богословский Урал», сфотографировала там фрагмент карты Богословского горного округа 1894 — 1898 г.г. На карте в устье реки Каква нарисован значок — кружочек с флажком, я обвела это место красным кругом. Возможно, этим значком и показана Филькинская пристань.
На Черноярке я никогда не была и реку Сосьву ещё не видела. А вот в посёлках, расположенных по пути на Черноярку (пос. Новая Кола и село Филькино) бывала. А дети вообще о существовании этих районов нашего города и не знали. В общем, поехали мы в очередной раз открывать свой город.
Едем, и я рассказываю им: «Вот новый хлебозавод, хотя ему лет 30 наверное, но все по привычке называют его новый. Это район Сортировка. А сейчас будет много железнодорожных переездов, потому что здесь рядом локомотивное депо и вагонное депо. Если повезёт, на переезде стоять не будем, а, то иной раз можно и полчаса простоять, пока составы туда-сюда перегоняют». Сначала идут ряд регулируемых ж/д переездов, потом однолинейные, не регулируемые.
В одном месте между этими переездами на ул. Вагонников дорогу пересекает речка Кола, образуя перед тем, как нырнуть в трубу под дорогу красивое озерко.
Вскоре показался и сам посёлок Новая Кола. На его окраине возвышается деревянная водонапорная башня, напоминающая Пизанскую, тоже наклонная.
Года основания посёлка нигде не нашла, известно, что с конца XIX века там действовало углежжение вплоть до конца XX века. Интересный документ нашла на сайте «Узкоколейные железные дороги Свердловской области» http://infojd.ru/uzk66.html — записка исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга Александра Колесова, побывавшего в 1995 г. на Новоколинском углежжении.
В записке применено сокращение у/к, обозначающее узкоколейную железную дорогу (узкоколейку).
А глядя на карту Богословского горного округа 1894-98 г.г. из музея, приведённую выше, узнала, что в районе нынешнего посёлка Новая Кола в XIX веке были Колинские рудники. На Колинских рудниках добывали хромистый железняк, о чём рассказывает ещё один интересный документ, который я нашла в электронной библиотеке им. В.Г. Белинского, г. Екатеринбурга.
В советское время в посёлке работала крупная лесоперевалочная база и новоколинская ферма совхоза «Серовский», было здесь и профессионально-техническое училище, готовившее специалистов для лесной отрасли. Был клуб, в который городская молодёжь в 80-е любила ездить на дискотеки. А ещё в эпоху тотального дефицита товаров в советских магазинах, мы с родителями ездили в эти посёлки — Филькино, Н.Кола, отовариваться, на шопинг — по-современному. Поселковые магазины имели лучшее обеспечение, чем городские (обеспечивались товаром с торговой базы «Серовслес»), одежду, обувь бывало, мы там покупали и продукты дефицитные, тушёнку, сгущёнку например или копчёную колбасу. После перестройки всё изменилось, предприятия в посёлках закрылись, как и училище, клуб сгорел, да и «Серовлес» приказал долго жить.
На выезде с Новой Колы ещё одна водонапорная башня, перед ней баня. Правда не знаю, используется ли это здание как баня, или у него сейчас другое назначение.
Примерно через полтора километра начинается село Филькино. Филькино начинает свой исторический отсчёт от 1734 г., т.е. оно на 159 лет старше нашего г. Серова. Однако местные жители из старшего поколения говорят, что в 1960-х годах отмечался праздник, посвященный 360-летию со дня основания поселка. Возможно такая путаница потому, что здесь была ещё деревня Елькина, и летоисчисление раньше шло с Елькина, т.е. с начала XVII века.
В 1886 году была построена узкоколейная железная дорога от Турьинских рудников (ныне город Краснотурьинск) до Филькинской пристани. Тремя годами ранее открыт первый 16-ти километровый участок узкоколейки, явившийся вообще первой железной дорогой на Северном Урале, от Богословского завода (ныне город Карпинск) до Турьинских рудников. Вся железная дорога от Богословского завода до Филькинской пристани на реке Сосьва называлась Богословско-Сосьвинской, сокращённо — БСЖД.
БСЖД имела огромное значение в жизни и развитии Богословского горного округа. Она соединила Богословский округ паровым путём (паровоз + пароход), и с Западной Сибирью, и с Европейской частью России (из Тюмени в Пермь по Сибирскому тракту). А это позволило удешевить вывоз продукции (в основном это медь) из Богословска и увеличить количество поставок. А самое главное округ стал обеспечиваться дешёвым хлебом, доставляемым пароходами из Сибири.
Именно благодаря наличию пароходной пристани близ устья реки Каквы, управляющий Богословским округом горный инженер А.А. Ауэрбах и выбрал место для строительства сталерельсового завода на берегу Каквы. Завода, названного Надеждинским, вокруг которого в дальнейшем и вырос наш город Серов.
Кстати, готовя эту статью, нашла информацию, что в селе Филькино ещё в конце XIX веке работал цементный завод, очевидно построенный в связи со строительством Надеждинского сталерельсового завода на берегу Каквы. Говорят, сейчас от него только одна кирпичная труба осталась.
Уже на выезде из села обратила внимание на автобус, стоящий на автобусной остановке. И как-то мне показалось странно, что водитель и кондуктор рядом с автобусом прохлаждаются. Такая картина обычно бывает на конечных остановках. Но ведь в Филькино не конечная, конечная остановка – Черноярка.
Выехали из Филькино, здесь уже грунтовка пошла, а рядом слева железнодорожное полотно. Ух, ты, что это? По левую руку вдоль дороги прямо болото настоящее.
Ещё немного проехали, смотрим, впереди и дорога затоплена, несколько автомобилей на обочине стоят. Вышли и мы из машины посмотреть, что там. Да, дорога основательно затоплена, даже не видно, где сухой участок начинается. На легковушках люди не решаются ехать, а вот лесовозам, как говорится море по колено.
Понятно, почему автобус в Филькино стоял, теперь там конечная остановка, в связи с разливом рек.
Решили взобраться на насыпь железнодорожного полотна, чтоб посмотреть, где суша начинается. А сверху картина ещё более ошеломляющая. Вода везде, и справа от железной дороги, и слева. Ничего себе!
Вспомнила старое фото начала XX века села Филькино, там тоже кругом вода.
Вот здесь в воде под насыпью ж/д полотна автодорога. Не мудрено, что легковушки сюда даже не суются.
А что, даже красиво.
Получается с этой стороны, слева от дороги, или правильнее сказать с северной стороны разлились озёра–старицы реки Сосьва, а справа от дороги (с южной стороны) старицы реки Каква. Снежная зима, затянувшаяся весна, дождливый июнь, солнечная сухая погода ещё только несколько дней стоит, вот и результат – разливы рек, озёр и заболоченность.
Вдали за разлившимися старицами реки Сосьва виден лесопильный завод, расположенный в Черноярском посёлке. И слышен звук работающей пилорамы.
Решили продолжить путешествие до Черноярки по шпалам, километра полтора до неё осталось.
Навстречу нам попался велосипедист. Судя по тому, что на багажнике его велосипеда стоит пустая корзина, поехал в магазин в Филькино. Потом на обратном пути он нам снова встретился, уже с полной корзиной.
Говорят в Черноярке сейчас нет магазинов, да вообще там меньше десятка семей осталось, постоянно проживающих, есть дачники. Черноярку каждый год затапливает, и автодорогу между Филькино и Чернояркой. Получается железнодорожная насыпь, как дорога жизни.
Вот слева под водой угадывается своротка от автодороги на северо-восток. По правому краю фото можно заметить рябь на воде, такое ощущение, что это течение.
У меня даже мысль мелькнула, а ну, как вернёмся к машине, а она уже плавает. Но великолепные виды разлившихся рек, заливных лугов, словно магнитом тянут, продолжаем путешествие, хотя уже понятно — к устью реки мы не дойдём.
Кажется, сейчас должна появиться лодка деда Мазая.
На ж/д насыпи, по которой мы шли две железнодорожных линии. Одна из них ржавая, заросшая травой ведёт на лесопильный завод, заброшена. Видимо сейчас дешевле возить лес лесовозами по автодорогам. Увидели разобранную стрелку. Сына заинтересовало, как происходит переход поезда с одного пути на другой.
А вокруг красота, глаз не отвести.
Не долго, правда, любовались. Вдали из-за леса, примерно там, где находится устье реки Каква, показался поезд. Маленький такой, как игрушечный. Однако приближается довольно быстро.
Мы бегом вниз с насыпи, хорошо, что в этом месте оказался сухой участок грунтовки. Переждали, когда пронесётся мимо этот длиннющий состав и вернулись на насыпь, нужно же было ещё обойти затопленную дорогу.
Да, не позавидуешь жителям Черноярки, они, наверное, уже выучили расписание движения всех поездов. По этой ветке, кстати, пассажирские поезда уже не ходят, только две электрички до ст. Карпунино и до пос. Сосьва, да грузовые составы. Пассажирский поезд Серов-Екатеринбург через Алапаевск (как раз по этой ветке ходил) несколько лет назад отменили, как и поезд Бокситы-Екатеринбург. Станция Бокситы в 8-ми км перед городом Североуральск, а вместе с ним и Карпинск и Краснотурьинск остались без железнодорожного пассажирского сообщения. Жители этих городов возмущаются, да кто ж их услышит. Как раньше на Руси говорили? «До бога высоко, до царя далеко»?
Возвращаемся.
Вид села Филькино отсюда почти как на старом фото почти столетней давности. Только мне думается, что на этом фото вид в сторону Филькинской пристани, судя по повороту ж/д линии к устью реки Каква.
Да, не даром главноуправляющий Богословским горным округом А.А. Ауэрбах отказался от первоначального плана строить сталерельсовый завод у деревни Филькино, «т.к. грунты здесь слишком мягкие». Хм, не то слово – болото.
Дома я посмотрела уже не по Гугл, а по Яндекс-карте, где мы путешествовали. Ну вот у Яши правдоподобнее показана местность, от с. Филькино до устья реки Каква сплошные озёра-старицы. И к устью с Черноярки не подобраться, только по железнодорожным путям.
Видимо путешествие к устью реки Каква лучше совершать в межень, когда уровень реки низкий. Однако, несмотря на то, что мы не достигли намеченной цели, и мини-путешествие получилось с приключением, оно нам понравилось, а красивые виды разлившихся рек очень впечатлили.
P.S. Начиная писать статью, думала, просто поделюсь впечатлением от нашего путешествия к устью реки. Но, как всегда, меня затянула история этих мест, посёлков. Сам процесс поиска информации об истории родного края настолько затягивает, что трудно оторваться. Не случайно же мой блог называется «Истоки».
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
38 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Галина Шефер
22.07.2017 в 01:06 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Какое интересное путешествие с экскурсом в историю у вас получилось! И название у реки такое забавное.
У меня как-то так получилось, что в устьях рек я бывала, и не раз. А вот видела ли исток какой реки — не припомню даже… Интересно было бы побывать у истока нашего Дона.
Валентина Гриценко
22.07.2017 в 08:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Увидеть истоки рек — это тоже интересно. В горах мы видели истоки разных речек, как они берут своё начало с ледников маленькими ручейками. Галя, вы наверное в горах Кавказа тоже видели истоки рек.
Галина Шефер
24.07.2017 в 16:06 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, конечно, родников мы видели немало. Но это не начало больших рек. Хотя, конечно, реки все хороши. И большие и малые. Вода — это жизнь.
Анна
22.07.2017 в 17:33 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Живописные места кругом. Очень люблю рассматривать старые фото, в них есть какая-то тайна))) Спасибо за возможность вместе с Вами окунуться в такую красоту, историю. Исток реки))) Интересно!
Валентина Гриценко
22.07.2017 в 19:08 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Рада, что Вам понравилось.
Мария Анашина
22.07.2017 в 19:45 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Какие живописные места! В половодье вообще фантастическая картина. Но, конечно, местным жителям не до красоты.
А по Сосьве мой отец когда-то в поход ходил, еще в студенческие годы. Забрались они совсем в дикие места. Вчера нашла его слайды, попробую оцифровать.
Валентина Гриценко
22.07.2017 в 20:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Обычно по Сосьве сплавляются в верховьях до деревни Денежкино. Там река горная, красивые скалы по берегам, перекаты. В районе Серова Сосьва уже равнинная и берега часто заболоченные, много озёр в старых руслах. Зато рыбаки здесь любят рыбачить.
Сергей
23.07.2017 в 11:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, у тебя прямо талант писать исторические очерки! Вроде бы, документальный текст, а читаешь с упоением, как художественную литературу.
История больших городов намного больше изучена и популяризована. А вот такие маленькие «Филькины» стоят почти безвестные. Тем интереснее про них прочитать.
Я, когда твой рассказ читаю, как-то все переношу на свои родные места. А вот у нас была деревня — ничего особенного про неё я не знал. А если покопаться, наверное, что-то можно найти, как ты про Филькино…
Продолжай и дальше свои исторические изыскания и пиши очерки.
Валентина Гриценко
23.07.2017 в 18:10 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Сергей. Посмотрела сейчас что за жанр — очерк. Наверное, да некоторые мои статьи можно отнести к очеркам. А вообще, в голове куча мыслей по темам «исторических изысканий», времени только на всё не хватает. И, кажется, я знаю, чем буду заниматься, когда выйду на пенсию — историческими изысканиями. 🙂 🙂
Valera
23.07.2017 в 23:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Каква, Сосьва — названия располагающие, а просторы то какие…
Валентина Гриценко
23.07.2017 в 23:28 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Родные просторы.
Галина
24.07.2017 в 01:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересный очерк. Фотографии понравились.Я в молодости тоже краеведением увлекалась. Интересное занятие скажу я вам.
Валентина Гриценко
24.07.2017 в 12:10 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Галина. А сейчас не увлекаетесь краеведением?
Ольга
26.07.2017 в 01:42 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валя, это в июле такой разлив? Бывает ли дорога свободна от воды? Трудно приходится местным жителям… А виды очень живописные.
Валентина Гриценко
26.07.2017 в 09:28 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, нынче у нас в реках высокий уровень воды. А насчёт дороги, наверное, бывает свободна от воды, зимой. 🙂 Шутка. 🙂 Ну, раз до сих пор существует маршрут городского автобуса с конечным пунктом Черноярка, значит затопление дороги временное явление, хотя правильнее сказать периодическое. Но насколько длительные эти периоды сказать не могу, я там впервые побывала. Но масштабы разлива меня впечатлили.
Константин
27.07.2017 в 01:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Надо же, какая речка извилистая получилась ) На старом фото разглядел ветряную мельницу — надо же, какие интересные фото попадаются, и качество, на удивление, хорошее.
Валентина Гриценко
27.07.2017 в 08:39 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Старые фото интересно разглядывать, каким всё раньше было.
land_driver
27.07.2017 в 16:17 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Нравится мне путешествовать вот так в неизвестность. Найдешь на карте точку, там вроде как дорога, выезжаешь на нее, а она через некоторое время превращается в направление. А на карте — жирная, бывало даже — федеральная трасса
Валентина Гриценко
27.07.2017 в 20:56 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, карты не всегда соответствуют реальности, зато тогда случаются приключения.
Олли
28.07.2017 в 18:51 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Такие красивые фотографии! Такие разливы каждый год происходят, или только в такие дождливые, как этот?
Валентина Гриценко
28.07.2017 в 20:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Говорят, что каждый год. Но, думаю, разлив рек до середины лета редко продолжается. Видно год такой выдался.
Елена
28.07.2017 в 19:26 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Даже завидно, какое интересное у вас получилось путешествие, Валентина! Приятнее всего, что вы с такой любовью рассказываете о своих родных местах, что на душе становится уютно и светло! Спасибо! И продолжайте в том же духе: путешествуйте и радуйте нас своими впечатлениями! Удачи!
Валентина Гриценко
28.07.2017 в 20:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Елена. Рада, что Вам понравился рассказ.
Александр Каратаев
29.07.2017 в 00:00 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А меня поразило как за столь малое время всё сильно поменялось. Если сравнивать старые фотографии, начала 20 века и нынешние, то это сразу становится заметным. Валентина, у Вас действительно талант показывать красоты природы с одновременной увязкой с историей этих мест. И как-то жаль, что деревни пустеют…
Да, возможно я ошибаюсь — у Вас в тексте: «По правую руку вдоль дороги прямо болото настоящее.», а на фото это выглядит по левую руку… 🙂
Валентина Гриценко
29.07.2017 в 08:19 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Александр. И за замечание спасибо. Что-то я, пока писала эту статью всё время лево и право путала, и всё же в одном месте пропустила ошибку. Сейчас исправила.
Татьяна
30.07.2017 в 00:41 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Даже не предполагала, насколько ваши поселки окружены водой… Выглядит это красиво, но неудобства жителям добавляет. И насыпь с железной дорогой совсем не высокая. Рельсы не оказываются под водой в сильный разлив?
Валентина Гриценко
30.07.2017 в 09:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Не слышала такого, чтобы рельсы затапливало в разливы. А вот во время наводнения 1993 г., произошедшего из-за прорыва плотины на Киселёвском водохранилище, что находится перед городом, выше по течению, возможно эта железнодорожная ветка была затоплена. Тогда все наши посёлки на берегах Каквы очень сильно пострадали. В Серове «были разрушены железнодорожный и 5 автомобильных мостов, размыто 500 м главного железнодорожного пути и 3,5 км путей железнодорожного тупика» (из Википедии).
Ольга Парфенова
30.07.2017 в 13:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень красивая природа и фотографии.
Валентина Гриценко
30.07.2017 в 21:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо.
Святослав
30.07.2017 в 19:56 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
С большим интересом познакомился с Вашим путешествием. Интересно и познавательно. Спасибо.
Валентина Гриценко
30.07.2017 в 21:45 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
И Вам спасибо, Святослав Сергеевич, за отзыв.
land_driver
03.08.2017 в 22:32 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Люблю старые фотографии, очень они душевные
Валентина Гриценко
04.08.2017 в 07:30 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне тоже нравится рассматривать старые фотографии, интересно.
Татьяна
28.08.2017 в 21:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересное путешествие и идея. Так здорово совместить в одном путешествии и историю, и географию, и удовольствие. С большим удовольствием прочитала статью и посмотрела фото. Спасибо за замечтельную идею.
Валентина Гриценко
29.08.2017 в 10:04 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за отзыв, Татьяна. Рада видеть Вас у себя на блоге, заходите ещё.
Светлана Ранджелович
29.08.2017 в 20:38 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, какой у вас НАСТОЯЩИЙ сайт, какие настоящие, основательные, подробные статьи и какая забота и интерес к своему краю в них чувствуется! Моё почтение. У вас очень, очень интересно, я представляю, сколько вы нашли и найдёте ещё такого вот… жизненного. Я 2 раза ездиила (правда, по делам, давно) по Свердловской области — без знаний, конечно. Но наводнение мы видели — и ночной Ирбит в воде стоял, и дорога, на которой поперёк лежал большой сук (как предупреждение, которого мы не поняли) — под воду уходила. Очень интересный рассказ со знанием дела, я прямо боюсь дальше сайт листать))). Затянет, затоскую по чему-то такому эдакому))).
Валентина Гриценко
29.08.2017 в 20:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Светлана за добрые слова. Мне приятно, что мой сайт вызвал у Вас такой душевный отклик. Заходите ещё, буду рада.
Татьяна
30.11.2017 в 20:57 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
очень поэтические пейзажи. Даже телеграфные столбы их не портят.