«

»

Сен 16 2016

Открываем свой город. Старый дом у моста.

staryj-dom_старый_дом— Здесь часовню строить собираются, — сообщила мама очередную новость, когда мы проезжали мимо старого полуразрушенного дома у железнодорожного моста.

— Да, ладно, — с долей скептицизма ответила я.

— Батюшка Нижнетагильский добро дал, дом этот восстановят и откроют в нём часовню. А дом этот старинный, и в нём старинную икону нашли под полом, — продолжала она вещать главную новость сарафанного радио города Серова.

Новость эта меня тоже заинтересовала, тем более, когда мама сказала, что до революции это была часовня. Про бывшую часовню я не поверила, т.к. когда готовила материал для статьи «Открываем свой город. Храмы Серова — Надеждинска», нигде не встречала информацию о часовне на Левом берегу реки Каква.

Полезла в интернет, узнать, что местные СМИ пишут по этому поводу. И, правда, настоятель нашего храма во имя Преображения Господня предложил восстановить старый дом у моста и открыть там часовню. А ещё в статье говорилось, что дом построен в 1904 г., т.е. через 11 лет с момента выбора площадки под строительство сталерельсового завода в тайге на левом берегу реки Каква, и строительства первых жилых домов будущего посёлка Надеждинский завод, из которого потом и вырос наш город Серов. А во время войны, говорилось в статье, в доме жил смотритель железнодорожного моста. Следил за исправностью моста – стратегический объект был. По мосту из города шла военная продукция: с механического завода снаряды, а с металлургического завода – сталь для оборонки. Про бывшую часовню ни слова, видимо это уже домыслы сарафанного радио. Всё это меня окончательно заинтересовало, и в один из свободных вечеров позвала детей, съездить сфотографировать старый дом у железнодорожного моста на берегу реки Каква. Поехали открывать для себя свой город.

Вообще-то дом — это громко сказано, скорее домик, почти квадратной формы из красного кирпича. Дом этот я помню с детства. Каждую субботу, в банный день, мы проходили мимо него по пути в баню. В моём детском воображении кирпичный дом одиноко, стоявший на берегу реки у железнодорожного моста ассоциировался с чем-то таинственным. Жителей таинственного дома никогда не видела, но на окнах были занавески, значит там кто-то жил, а в маленьком огородике у дома летом росла картошка. А ещё, тогда, в детстве, кирпичный дом для меня был диковинкой, ведь у нас в Завокзальном посёлке были только деревянные дома, да бараки в районе углежжения. В городе, конечно, я видела каменные многоэтажки. Но этот красный кирпичный домик совсем на них не похож. Да ещё после просмотра детского фильма «Бронзовая птица» (нынешние дети, наверное, и не смотрели этот фильм), мне, так вообще казалось, что в старом доме есть тайник с «графскими драгоценностями».

И вот мы подъехали к развалинам старого дома. Удивилась, что здесь стоят автомобили, один даже с прицепом. Подошли к старому дому. Заходящие лучи солнца ярко окрасили в рыжую позолоту сохранившийся фронтон. А вот крыши у дома нет, наверное, ещё в наводнение 1993 года унесло.

полуразрушенный_дом_у_моста_polurazrushennyy_dom_u_mosta

У стены дома большая куча мусора, а внутри заметили людей. «Бомжи, что ли? — подумала я, – Ой, кажется, нет». К нам навстречу из старого дома вышел… Отец Сергий – настоятель храма во имя Преображения Господня; не в рясе, конечно, в мирской одежде. Поздоровались, разговорились. Отец Сергий рассказал, что просил в администрации города отдать старый дом церкви для восстановления и открытия здесь часовни. Положительного ответа пока не получил, ему сказали, что скорее всего нельзя, так как в нескольких метрах от дома железная дорога и река с гидроузлом металлургического завода. А дом бесхозный, и что его сначала надо ставить на баланс города, чтобы потом можно было кому-то передать. Вот ведь, когда люди хотят благое дело сделать, начинается такая канитель.

Но батюшка не теряет надежды, говорит, что если даже дом не отдадут церкви, его всё равно нужно восстановить, сохранить, как достопримечательность, а территорию рядом облагородить, чтобы люди могли сюда приходить и культурно отдыхать на берегу реки.

Согласна полностью – старый дом у моста это историческая достопримечательность для Серова. Таких исторических зданий у нас в городе не много сохранилось, на пальцах одной руки можно пересчитать.

Вы посмотрите, как оформлен фронтон.

фронтон_fronton

А какая кладка! Если верить информации из СМИ, больше ста лет зданию.

стена_stena

А эти каменные вставки, оживляющие кирпичную кладку.

старый_дом_staryy_dom

Хорошо, что нашлись люди не равнодушные и готовые восстановить старое здание, с редкой, для нашего города Серова, архитектурой.

Отец Сергий рассказал, что прихожане и волонтёры выгребли из старого дома горы мусора, которым дом был завален; и те мешки с мусором, стоящие у стены, это уже остатки. Внутри, и, правда, всё расчищено; двое волонтёров сейчас откапывают подвал. «А может тайник всё же существует?» 🙂

раскопки_raskopki

Интересно, что стены дома сложены из природного камня, а снаружи облицованы красным кирпичом. Местами внутри здания сохранилась штукатурка. Что же это за здание всё-таки? Когда и для чего его строили?

оконный_проём_okonnyy_proem

А вид отсюда на реку открывается красивый.

железнодорожный_мост_zheleznodorozhnyy_most

Воображение уже рисует красивую набережную вдоль реки, небольшой скверик, отделяющий её от автодороги, и старый дом у моста, отреставрированный с мемориальной табличкой, когда он построен и что здесь было. Мне кажется было бы здорово, если бы в старом доме сделали музей дореволюционной истории нашего города, тогда ещё это был посёлок Надеждинский завод.

старый_дом_staryy_dom

Вид на старый дом со стороны реки.

Пока, же старый дом зарос бурьяном. Но хочется верить, что городские власти поймут, что кирпичное здание у железнодорожного моста – историческая достопримечательность города, и должна быть сохранена.

Взобрались по ступенькам на насыпь железнодорожного полотна. Мост, похоже, давно не красили, какой-то он ржавый. Зато река Каква – красавица.

железнодорожный_мост_и_река_zheleznodorozhnyy_most_i_reka

И вот такой вид по течению реки за мостом.

река_Каква_reka_Kakva

Здесь начинается гидроузел металлургического завода. Несколько белых зданий слева — это насосная, качающая воду из реки для технологических нужд. Маленькое сооружение справа, на противоположном берегу – шлюз обводного канала. Там за деревьями на противоположном берегу традиционный пляж. На сайте Одноклассники нашла фото 1958 года, опубликованные Лидией Мошкалёвой. Фото сделаны с насыпи железнодорожного полотна.

пляж_plyazh

Вид на пляж и левый берег Каквы с заводскими трубами и корпусами.

Жалко старый дом у моста в кадр не попал. На этом пляже и сейчас летом люди загорают, правда отдыхающих бывает не так много. Всё же в 1958 году выездной туризм в Союзе не был так развит, как сейчас.

А это вид на пляж по другую сторону моста. Здесь и я в детстве купалась и загорала.

берег_Каквы_bereg_Kakvy

Река Каква, железнодорожный мост, старый кирпичный дом у моста, это то, что ждёшь увидеть за окном вагона, приезжая в Серов или уезжая по железной дороге. А сейчас с железнодорожного моста открывается такой вид на старый дом.

вид_с_моста_vid_s_mosta

И всё-таки, что это за дом? Я потом сходила в наш исторический музей, но там никакой информации об этом здании нет. Однако увидела старую фотографию 1907 г. железнодорожного моста из серии открыток «На Урале» «уральского фотолетописца» В.Л. Метенкова.

мост_через_Какву_most_cherez_Kakvu

Если присмотреться к фотографии, мост вначале века был другим, фермы по-другому расположены, а белые здания насосной уже в то время были, правда, может быть, имели другое назначение. Кирпичный дом, если он уже существовал в то время, находится за левой опорой моста.

Ещё нашла интересную информацию в архивных документах, любезно предоставленных музейными работниками для ознакомления. То, что в 1884 г. начато строительство Богословско-Сосьвинской узкоколейной железной дороги от Турьинских рудников (сейчас это город Краснотурьинск) до пристани на реке Сосьве, что у села Филькино, в 10 км от которого в 1893 г. и начали разбивать площадку под строительство Надеждинского сталерельсового завода. А железная дорога, рядом с которой стоит старый дом была открыта в июле 1906 г., называлась она Богословская железная дорога. Дорога эта уже была широкой колеи, и соединяла она Надеждинский завод со станцией Гороблагодатская. И возможно постройка дома у железнодорожного моста связана с этой железной дорогой.

Уже когда я начала писать о старом доме у моста, в серовской газете «Глобус» вышла статья Андрея Гребёнкина (заинтересовал видимо этот дом своей историей серовчан), в которой говорится, что это здание было насосной для подачи воды из р. Каква в паровозы. Наверное, так и было, потом паровозы сменились тепловозами и электровозами, и здание утратило своё первоначальное назначение.

На Левом берегу реки Каква есть ещё одно старое здание, заинтересовавшее меня. Это профессиональное училище № 54, правда, с некоторых пор оно не функционирует, да это и видно по обшарпанному фасаду здания. Когда-то оно ещё называлось ремесленным училищем. Сколько лет мимо него ездила только сейчас стала обращать внимание на его архитектуру. Конечно, здесь нет никакой вычурности, никаких декоративных украшений. Разве что полукруглые окна на фронтоне.

ПУ_№54_PU_№54

Зная, что папа учился в молодости в этом ремесленном училище, спросила у него, когда построено здание училища. На что он ответил, что не знает, но знает, что строили здание пленные австрийцы. Значит это должно быть в годах 1915-1917-х. Про ремесленное училище я нашла только информацию, что оно было открыто в октябре 1940 года. Интересно, что же было раньше в этом здании по адресу ул. Левый берег Каквы, 1. Предположила, что изначально здесь было какое-то производственное здание, правда оно за территорией завода, поэтому вряд ли. Снова у папы стала спрашивать: «Что там было раньше?» Ответ меня удивил: «Так тюрьма была». Про тюрьму вообще никогда не слышала и не нашла никакой информации. Единственное, что открыла для себя:

«Иностранные военнопленные содержались в бараках, предназначенных для сезонных рабочих. Они находились на левом берегу реки Каквы в районе современного автомобильного моста. Квартал был обнесен деревянным забором и охранялся заводской стражей».

У какого именно моста не уточняется. И ещё, в 1918 г. у белых была тюрьма и контрразведка по адресу ул. Загородка, 7. Об этом районе города я писала в статье «Открываем свой город».

В довоенные годы в Надеждинске была школа фабрично-заводского ученичества Надеждинского металлургического завода. Где она располагалась? Возможно в этом здании.

Так что про здание училища я так и не выяснила, когда оно было построено и что там было изначально.

С берега около училища открывается красивый вид на реку.

река_Каква_reka_Kakva

Река Каква.

река_Каква_reka_Kakva

На заре вечерней тихо на реке.

Кстати, каждый год в апреле в этой акватории, между насосной металлургического завода и плотиной, туристы серовского клуба «Конжак» проводят семинар водного туризма для всех желающих.

Чуть дальше отсюда по течению реки ещё одно интересное сооружение — плотина металлургического завода.

плотина_plotina

На ней есть табличка, что она построена в 1959 г. Везде бы были такие, а то думай-гадай, когда, то или иное интересное здание было построено.

плотина_plotina

А вот здесь, за плотиной, в мае, когда вода большая, проходят соревнования по технике водного туризма среди опытных туристов-водников.

перекаты_на_реке_perekaty_na_reke

Перекаты на реке Каква за плотиной Надеждинского металлургического завода.

Дальше по левому берегу реки будет посёлок Старое Медянкино. Хутор Медянкино появился ещё до основания Надеждинского завода, в 1860-х годах, после отмены крепостного права.

Так прошёл у нас вечер под девизом «Открываем свой город», полюбовались вечерними речными пейзажами, кое-что узнали новое, но вопросов, конечно, осталось много.  Если кто знает историю зданий на левом берегу Каквы, да и вообще дореволюционную историю поселения Надеждинский завод, пишите в комментариях.

А старый дом у моста, так всколыхнул мои детские воспоминания, что я решила съездить с детьми ещё в один район нашего города из моего детства, где я не была очень, очень давно.

P.S. К сожалению, уже весной следующего года от старого дома у моста не осталось и следов.

P.S. А через несколько лет я побывала в посёлке Вагранская, что в 28 км южнее Серова. Железнодорожная станция Вагранская строилась вместе со строительством Богословской железной дороги. И в этом посёлке увидела насосную 1906 года постройки, точно такую же, как старый дом у железнодорожного моста в Серове, только там здание побелено, оно действующее. Очевидно, что оба здания строились по одному типовому проекту, и возможно, такие же насосные сохранились ещё на каких-нибудь ж/д станциях. 

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

37 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Мария Анашина

    Да, такие путешествия тоже всегда воодушевляют. Казалось бы — просто руины старого дома. А какая за ними и всем этим местом стоит история!

    1. Валентина Гриценко

      Это, как клубок; за ниточку потянешь и он начинает потихоньку разматываться. Узнаёшь одно, другое, постепенно вырисовывается историческая картинка.

  2. Наталья

    Валентина, прочитала с интересом. Действительно, за ниточку потянешь — клубок размотаешь. А в здании бывшего ремесленного училища не могло быть тюрьмы, окна очень большие.
    Места у вас там очень красивые. И фотографии, как всегда — замечательные!

    1. Валентина Гриценко

      Да, про тюрьму тоже сомневаюсь.Папа 41 года рождения, а ремесленное училище открылось в 1940 г., поэтому про тюрьму возможно информация у него искажённая. Возможно, просто где-то рядом и были те бараки, в которых содержались военнопленные.
      Вообще же мы практически не знаем историю своего города, лишь только те страницы её, что было властью дозволено знать. Так что в нашем историческом музее экспозиции однобоко освещают историю города, например, там я ничего не видела о спецпереселенцах. Если в соседнем Краснотурьинске есть целый мемориальный комплекс памяти трудармейцам немецкой национальности (поволжские немцы), умерших при строительстве завода и города, у нас же в Серове о переселенцах и о трудовой армии официальные власти молчат. Только лишь при общении с потомками тех самых переселенцев и узнаёшь, что оказывается было.

  3. Valera

    Да, увлекательное время, столько фактов всплывает разнообразных. Спасибо за историю с фотографиями.

  4. ЧУМработница

    Дело хорошее,но средств надо немало вбухать в этот дом. Дай бог,все получится)

  5. Екатерина Башкурова

    Отличная идея цикла для статей под девизом «Открываем свой город». Обычно, интересуемся зарубежьем, а в своем городе у себя, как говориться, под носом ничего не замечаем. А на самом деле, и в своем городе можно найти уйму удивительных мест, можно сказать — исчезающих. Валентина, очень интересная статья. натолкнули на мысль (хотя мысль в принципе давно имеется) писать о своем городе по типу «исчезающий Иркутск», теперь наверное точно соберусь с силами и попробую)))

    1. Валентина Гриценко

      Обязательно попробуйте, Екатерина, это будет интересно.

  6. Александр

    Подобное здание у нас есть тоже возле дамбы пруда, как раз ниже шлюз. И это здание было когда то первой электростанцией. Но к сожалению оно никак и ни кем не охраняется. Таких заброшенных домов по всей России очень много. Часть из них восстанавливается, а друга просто доживает свой срок. А вот если смотреть на кладку фронтона дома с лицевой стороны, то верхняя часть очень напоминает голову богатыря в шлеме.

    1. Валентина Гриценко

      Точно, голова богатыря. А я -то всё смотрела и понять не могла, что это мне напоминает.

  7. Андрей Шадрин

    Ооо, как раз то что я люблю! =)
    Вроде небольшая заброшка но интересная и с историей. Не помнимаю почему все на меня смотрят с непониманием когда видят заброшки у меня в блоге.

    1. Валентина Гриценко

      А я потому и вопрос задавала про недостроенный стадион, может какая история с ним связана.

  8. Оксана

    Очень интересная история! Здорово, если дадут разрешение сделать с этого старинного здания часовню. Она чудесно украсит это место. Кладка дома очень понравилась, такая изысканная!

    1. Валентина Гриценко

      Мне тоже кладка дома очень понравилась.

  9. land_driver

    Надеюсь, что у отца Сергия все получится с восстановлением старого дома. Это, все-таки, не только часовня, но и наша история

    1. Валентина Гриценко

      Да, хочется верить, что получится сохранить и восстановить это историческое здание. Оно хоть пока никем официально не признано, как историческое и тем не менее это действительно наша история и культура.

      1. land_driver

        У чиновников другой подход, пусть лучше оно вообще пропадет, чем мы что-то разрешим, за что нас потом по головке не погладят.

        1. Валентина Гриценко

          Ну, да. Только не в том месте боятся.

  10. Сергей

    Валентина, прочитал статью с великим наслаждением и упоением каждой строчкой. Никакого отношения к Серову не имею, но вот эта таинственная история затянула. Прямо, как детективный роман читаешь. 🙂

    Красиво написали. Для многих людей этот дом — обычные развалины. А после Вашей статьи начинаешь к ним с уважением относиться.

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Сергей, за отзыв. Я рада, что удалось заинтересовать читателя.

  11. Святослав

    Валя, очень внимательно прочитал статью. Вот Вы и становитесь краеведом. Меня это дело тоже постепенно засосало. Советую познакомиться с краеведческим отделом в «Белинке». У меня туда есть постоянный пропуск. Здание, действительно, интересное. Его конечно можно восстановить, но делать большую надстройку без исследования фундамента и стен вряд ли решаться. И если его полностью затапливало в 92-м, то не исключено, что затопит снова. Если это было здание для закачки воды в паровозы, то, наверное, была рядом и водонапорная башня. Мост в войну наверняка охранялся с двух сторон вооружённой охраной, как это было у нас с мостом через Чусовую. На мосты людей тогда не пускали.
    В 1958-м за рубеж практически ещё не выпускали, более-менее ездить стали году в 1961-м и то после многочисленных проверок и собеседований.

    1. Валентина Гриценко

      Святослав Сергеевич, а в «Белинке» онлайн можно читать? Вы специально в Екатеринбург ездите в краеведческий отдел?
      По поводу исследования фундамента старого здания, отец Сергий говорил, что приглашали экспертную организацию, сказали, что восстанавливать здание можно. Надеюсь дамбу больше не прорвёт, не дай бог снова такое разрушительное наводнение.

  12. Константин

    Судя по фотографии, разрушенное строение, действительно, слишком близко к ж/д. Наверное, не лучшее место для часовни сейчас.

    Подобные руины одной старой церквушки приходилось встречать практически в центре Воронежа, но было это около 20-ти лет назад. Теперь вот, после прочтения статьи Вашей, появилось желание вновь побывать в тех местах, взглянуть, что там изменилось. Вариантов-то, думаю, немного: или сравняли с землей, или все осталось по-старому )

    1. Валентина Гриценко

      А вдруг всё же восстановили?

  13. Ольга

    У нас пленными австрийцами в 1915 году школа была построена. Кстати из красного кирпича и тоже по архитектуре очень похожа. Может быть и это каменное здание ими же построено, как и училище.

    1. Валентина Гриценко

      Может быть и австрийцы, точной даты строительства этого здания ведь не известно.

  14. Галина Шефер

    Валентина, ну какая же Вы умничка! раскопали такую интереснейшую историю своего края! Вы уже настоящий краевед.

    Наверное, всё же не стоит строить часовню так близко к ж/д. С другой стороны — у нас в городе полно даже жилых домов у железной дороги прямо. как люди в них живут — не знаю. Но дома стоят и не трещат. Ну а часовню ещё и сам Господь хранить будет.

    Мы были в старинных меловых храмах Дивногорья, они тоже прямо возле железной дороги. Чудом сохранились. да и сами по себе — чудо настоящее.

    1. Валентина Гриценко

      Спасибо, Галина за отзыв. Согласна, соседство с железной дорогой не из приятных. Но к слову сказать, в 21 веке пассажирское железнодорожное сообщение Серова с другими городами уменьшилось в разы. Ряд пассажирских поездов сокращён. А наши соседи Краснотурьинск, Карпинск и Североуральск вообще остались без пассажирских поездов и без электричек, только автобусы.

      1. Галина Шефер

        У нас та же проблема — многие электрички сокращены, многие рейсы отменены. Мы электричками не ездим, но, думаю, людям это очень неудобно. Однако говорят, нерентабельно сохранять некоторые рейсы…

  15. Людмила

    Серьезное расследование провели, Валентина! Вообще увлекательнейшее дело идти по следам истории))) Дай бог, чтобы восстановили такое интересное здание))

    1. Валентина Гриценко

      Да, очень бы хотелось, видеть здание это восстановленным.

  16. Вика

    Как здорово, что есть неравнодушные люди! Сколько интресного и хорошего можно найти и сделать! Прочитала сначалаВаш пост про снос этого здания — так жаль, что не получилось (

    1. Валентина Гриценко

      Жаль. Жаль, что не получилось.

  17. Макаров Лев

    Здание училища № 54 (или РУ-5) было построено в 30-х годах. А не пленными австрийцами.

    1. Валентина Гриценко

      Наверное так и было. А где можно прочесть об истории этого здания?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *