«

»

Июн 20 2015

Туризм или паломничество

Иконостас_Ikonostas

Иконостас в церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в скиту Октай.

Туризм или паломничество – эта мысль засела у меня в голове во время поездки по святым местам от Верхотурья до Меркушино. Поездку запланировала ещё зимой, когда впервые побывала в Верхотурье. Так мне понравился и сам город, уютно расположившийся на берегах реки Тура, и Кремль, и Свято-Николаевский мужской монастырь, да и не всё я тогда успела посмотреть за короткий зимний день. Почитав путеводитель, приобретённый в Верхотурском кремле, наметила примерный маршрут, с трепетом предвкушая увидеть, святые места, к которым идут поклониться паломники не только с Урала.

маршрут_marshrut

Маршрут по святым местам.

Первая на нашем пути святыня в привокзальном посёлке Верхотурья. Это скит на Актайской заимке со святым источником, купелью и храмом во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Место очень красивое на берегу реки Актай. Деревянные бело-синие постройки скита огорожены обычным деревянным забором из штакетника Таким забором раньше у нас на Урале везде огораживали дворы.

Актайская_заимка_Aktayskaya_zaimka

церковь_на_заимке_tserkov'_na_zaimke

Говорят здесь целебный источник, над ним возведена часовня. Кто-то приезжает сюда за водой, кто-то, что бы окунуться в купальне. Зимой, на праздник Крещения на Актайском источнике целое «паломничество». Со всей области, а может и не только, приезжают.

часовня_Живоносный_источник_chasovnya_Zhivonosnyy_istochnik

Часовня освящена в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в 2008 г.

колодец_kolodets

Колодец установлен прямо над святым источником.

купальня_kupal'nya

Купальня.

А в начале XX века на Октай (тогда это место так называли) многие шли и ехали за духовным советом к старцам – монахам, которые жили на заимке. Бывал в Октайском скиту и Григорий Распутин.

На стене часовни у дверей вот такой стенд, где можно почитать об истории скита Октай и о монахах, живших здесь.

об_истории_скита_ob_istorii_skita

Напротив часовни на самом берегу привлекает внимание старый кедр, верхушка его почему-то спилена, но три нижних ветки живые, протянулись толи к небу, толи к реке и будто в молитве просят о чём-то. Кедры здесь посажены ещё первыми монахами, поселившимися на монастырской заимке в середине XIX века.

старый_кедр_staryy_kedr

Хорошо здесь, тихо, спокойно. Хоть и не безлюдно, но не чувствуется суеты.

чайная_chaynaya

Чайная на Актайской заимке.

на_Актайской_заимке_na_Aktayskoy_zaimke

На Актайской заимке сохранился дом, в котором жили старцы — монахи. Вон он за чайной, белый, бревенчатый.

церковь_и_часовня_tserkov'_i_chasovnya

Церковь и часовня на монастырской заимке.

церковь_Живоносный_источник_tserkov'_Zhivonosnyy_istochnik

Церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Построена в 1888 г. как часовня, в 1894г. освящена как церковь.

А какой замечательный вид на реку Актай.

река_Актай_reka_Aktay

р._Актай_r._Aktay

Вдали, где видно узкое место между мысами, река Актай сливается с рекой Тура.

Следующая остановка была уже за Верхотурьем. На 13 км дороги  на Меркушино у деревни Путимка, можно сказать в чистом поле, стоит церковь, новенькая, как игрушечка.

церковь_Николая_Чудотворца_tserkov'_Nikolaya_Chudotvortsa

На месте одной из остановок во время перенесения мощей Симеона Праведного в 1704 г. из Меркушино в Верхотурье, была построена церковь Николая Чудотворца в конце XIX, начале  XX веков. В 1930-е годы церковь разрушили, вот сейчас выстроили на этом же месте новую, строительные работы в ней ещё ведутся.

церковь_Николая_Чудотворца_tserkov'_Nikolaya_Chudotvortsa

На подъезде к селу Красногорское издалека видно белоснежный храм.

храм_с._Красногорское_khram_s._Krasnogorskoe

Но вблизи храм выглядит не так симпатично.

Спасская_церковь_Spasskaya_tserkov'

Живописный пейзаж реки Тура через дорогу от церкви привлекает даже больше внимания.

с._Красногорское_s._Krasnogorskoe

Река Тура, село Красногорское, Верхотурский район.

Церковь называется в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, или ещё её называют Спасская церковь. Есть легенда, что некогда в прошлые века по реке приплыла в село Красногорское икона Спаса Нерукотворного, с того времени икона хранилась в церкви. Строилась церковь в 1802-1810 годах, после закрытия в 1932 г. её несколько раз частично перестраивали. Рядом на углу церкви у дороги полуразрушенная часовня 1904 года постройки.

Перед поездкой прочитала про этот храм, что «с архитектурной точки зрения и церковь и часовня непримечательны».  Ну, да, глядя на прямоугольный фасад церкви, если б не выглядывающий купол с крестом, и не подумаешь, что это храм. С задней стороны, со двора, здание, конечно, походит на храм.

церковь_и_часовня_в_с._Красногорское_tserkov'_i_chasovnya_v_s._Krasnogorskoe

Здесь бросилось в глаза, что церковная звонница представляет собой простое деревянное сооружение с подвешенными колоколами. Рядом мирно отдыхают две козочки, церковные, наверное.

звонница_zvonnitsa

Про часовню я бы не сказала, что она «непримечательна с архитектурной точки зрения». Восьмигранная часовня под шатровым куполом с небольшой главкой богато декорирована, но конечно требует реставрации.

часовня_chasovnya

Часовня в честь Спаса Нерукотворного Образа.

Туристическое любопытство подстегнуло нас войти в эту церковь. Вроде ничего особенного. В просторном помещении при входе, как и во всех церквях, церковная лавка, рядом коробки с юбками, это для женщин, которые в брюках, я воспользовалась одной из них. В левом приделе церкви ведутся ремонтные работы, но там уже всё чисто, стены белые, полы свежеструганные. Кроме нас троих, одной монахини у церковной лавки, да двух рабочих, в храме никого не было. Вошли в помещение, расположенное прямо – главный придел, и обомлели, увидев купол на котором сохранились фрески и узорчатый орнамент. И кто сказал, что церковь непримечательна?

купол_kupol

Что ещё поразило, здесь много чёрно-белых фотографий Николая II и членов его семьи, много женских ликов, наверное, это его дочери. Причём фотографии есть как в самом приделе, так и в помещении, где церковная лавка.

Спросила у монахини: «Почему так много женских фотографий, кто это?» На что она ответила: «А вы разве их не узнаёте? Своих святых надо знать в лицо». А потом мы разговорились, она спросила, откуда мы и куда путь держим. И после уже, наставительно говорила, что негоже женщине в храм в мужской одежде входить и с непокрытой головой. Ох, только тут я обнаружила, что платки-то мы в машине оставили. А наставления продолжались дальше, что надобно свечку поставить, да, помолиться, да поклониться, а не так, что пришли, только посмотрели и ушли. И опять мой прокол, деньги в машине оставила, извинилась, конечно за наше поведение.

А монахиня нас отправила в правый придел, поклониться мироточивой иконе Божией Матери. Вошли мы, перекрестились, а ни помолиться, ни поклониться толку не хватило. Стою и смотрю, как баран на новые ворота на икону, а сама думаю, где она мироточит, да женским украшениям, навешанным перед иконой, удивляюсь. Никогда такого не видела. Фотографировать, уже рука не поднялась. Нашла фото этой иконы на сайте www.tagileparhiya.ru. Кстати, икона в Спасской церкви это список с чудотворной святыни Ярославской иконы Божией Матери. В 2005 г. накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы эта икона замироточила, потому и идут к ней поклониться.

мироточивая_икона_mirotochivaya_ikona

В общем, вышла я из Спасской церкви с чувством неловкости, не потому что одежда неподобающая или, что пришлось выслушать наставления, а потому что не готова была прикоснуться к святыне, мысли в голове не те.

Туризм предполагает осмотр достопримечательностей. Да, мы-то собрались на экскурсию, только ведь храм это не музей. И по таким святым местам надо не на авто, когда за четыре часа успели посетить шесть храмов, проехав примерно 65 км от Актая до Меркушино. Для души не нужно суеты.

Паломничество, это не туризм экскурсионный. Настоящие паломники идут к святым местам пешком, в молитве и размышлениях о духовном. Потому и происходит очищение души в конце паломнического пути. Или я ошибаюсь?

И, тем не менее, мы продолжили путь дальше по намеченному маршруту, но уже «терзаемые смутными сомнениями»: — стоит ли объединять туризм и паломничество.

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

25 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. ТатьянаNo Gravatar

    Валентина, полностью разделяю Ваше мнение. Я хоть и стараюсь путешествовать в юбке, не потому что так удобнее в храм входить, а потому что в юбке мне в поездках сподручнее! К святыням прилагаемся, требы в храмах заказываем. но нет в поездках паломнического настроя! На работе — та же история. Кажется, что в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, куда часто со своими туристами приезжаю, и записки поминальные можно оставить, свечи зажечь, к мощам святого Сергия приложиться. Коллеги так и делают, а я не могу на работе, походя. Тут и молитва нужна, и настрой особый, к паломничеству готовится надо, с уважением и благоговением в храм входить. Паломничество — одно, путешествие — совсем другое. Где-то эти виды поездок пересекаются, но всё же они разные.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Татьяна, да, я к такому же выводу пришла, что к паломничеству нужно готовиться. И не так, как к путешествию, а духовно.

  2. ОксанаNo Gravatar

    Я однозначно далека от паломничества и захожу в монастыри и церкви с исключительно эстетическо-любопытственной целью. На мой взгляд негоже монахине наставлять в какой одежде ходить и как. Возможно, последняя фраза несколько резковата, но именно это пришло мне в голову. Я бы тоже чувствовала себя неловко.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Оксана, даже, если бы она про одежду ничего не сказала, эта неловкость, всё равно появилась бы. Может быть сказалось, что мы за короткое время зашли уже в один, другой, третий храм и душа не принимала такое чисто механическое посещение святынь, из любопытства. Вот и получился такой раздрай, вроде как и интересно всё посмотреть, и в то же время, ощущение, что делаем что-то не так.

  3. Мария АнашинаNo Gravatar

    Очень красивые храмы!
    А что касается вопроса — мне кажется, каждый человек приходит в храм с какими-то своими целями. Один — как в Дом Божий, с молитвой и настроем. Другой — чтобы увидеть интересный памятник архитектуры. И мое мнение, что нельзя вторых унижать, гнать. Именно из-за того, что монахи и служители свысока и пренебрежением относятся к путешественникам, складывается негативное отношение к церкви в целом.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Наверное, Вы правы, Мария.

  4. Александр НикитинNo Gravatar

    Валентина, мне думается, что у Вас нет причин для чувства неловкости из-за того, что не прикоснулись к святыне или еще по каким причинам. В конце 80-х мне довелось несколько дней быть в обществе священника, который служил, не знаю, как точно называется ведомство по церковному, в пресс-службе Патриарха. Я до сих пор помню его спокойствие и терпение при разговорах со мной и моими товарищами. Вот тогда он произнес фразу, которая меня поразила, удивила и примирила меня с религией. Он сказал: «Ты можешь соблюдать обряды или не соблюдать, можешь креститься перед святыми, можешь не креститься — это не имеет особого значения. Главное чтобы Бог был в душе. А все остальное показное».

    А может быть чувство неловкости возникает из-за того, что суеты в наших жизнях стало много? И из-за нее мы что-то важное упускаем. Чувствуем это, но понять что именно, пока не в силах. Вот и терзаемся неловкостью.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Вот, вот, Александр, именно это «показное», наверное меня больше всего и беспокоило.

  5. Галина ШеферNo Gravatar

    Не знаю, меня лично такое отношение служителей церкви очень удивляет. Потому часто и не захожу в храмы, если нет соответствующего настроя, одежды или чего-то ещё. Чтобы настроение себе не портить. Потому что церковь для меня — место особенное, я оттуда в хорошем настроении уходить люблю.

    Но, конечно, в других краях я по церквям и монастырям не ради паломнических целей хожу. Просто люблю нашу историю, мне интересны храмы.

    Очень мне понравилось то, что выше сказал Александр Никитин. Сколько я знаю таких якобы верующих, которые и все обряды знают, и в церкви ведут себя «правильно» и другого обязательно поучат, как должен… А вот только Бога у них в душе нет. Вытеснила Его «правильность»… Показное, и больше ничего. Грустно!

    Просто в церкви люди остаются зачастую всё теми же людьми… А люди не всегда уважают себе подобных.

    Не терзайтесь! Как раз по этим переживаниям видно, что у вас светлая душа. И есть трепетное отношение к миру. А поставить свечку и войти в церковь с покрытой головой — это не самое главное в жизни. Главное, чтобы человек был живой, с живой душой, не закосневшей в своей правильности и исключительности…

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Галина, спасибо за добрые слова, да и всем остальным комментаторам спасибо.
      Я утвердилась в мысли, что посещение святых мест не только с паломнической целью, а с ознакомительной имеет место быть. Это один из шагов к познанию мира и себя, и конечно знакомство с историей.

      1. Галина ШеферNo Gravatar

        Это нормально, Валентина! Церковные люди нередко забывают о том, что у нас — свобода вероисповедания и все не обязаны быть верующими. К тому же религий тоже много разных. И даже если человек верит в Бога — вовсе не обязательно, что он — православный христианин.

        Многие люди приходят в храмы и монастыри именно с целью посмотреть архитектуру, потому что историей увлекаются.

        Мне в этом отношении очень нравятся буддисты. Они ничего не навязывают. Потому что адекватны и понимают, что не все обязаны быть буддистами. 🙂 И при этом очень уважительно относятся к любопытным туристам, которым интересная и храмовая культура тоже.

        У нас же, к сожалению, уважения к другим людям проявляется крайне редко. И хотя и есть такая поговорка, что «В чужой монастырь» со своим уставом не ходят, всё же это ещё не означает, что посещая буддийский храм, я должна одеваться как буддистка. 🙂 Просто есть какие-то правила приличия. И вот их человек должен соблюдать, когда идёт в такие места. Впрочем, мы и по музеям не ходим в купальниках или в топиках. ))

  6. Галина ЛукасNo Gravatar

    В том, что человек приходит в храм с познавательной целью, как путешественник, в «гражданской одежде» ничего постыдного нет. Стыдно, когда люди сами себя обманывают и считают себя паломниками, не будучи таковыми.
    В недавнем нашем путешествии в Карелию мы неоднократно бывали в храмах. Платок одевала, юбку ни разу. Мне в ней неудобно. Зачем себя и кого-то обманывать? Напяливать юбку поверх брюк? Я путешествую, а не паломничаю, и не стесняюсь этого. В тех местах, где люди адекватные, замечаний не делают. А на неадекватов не стоит обращать внимание.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      А ведь действительно не во всех церквях делают замечания по поводу брюк. У нас , например в городе, в Серове, нередко можно увидеть в церкви женщин в брюках. А вот в Верхотурских храмах с этим строго. Даже как только заходишь на территорию монастырей, сразу указывают: «Оденьте юбку, воон там.» Хотя казалось бы в Верхотурье туристы целыми автобусами приезжают.

  7. АлександрNo Gravatar

    Люблю такие места. Своя атмосфера

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Да, атмосфера этих мест такая близкая.

  8. АлександрNo Gravatar

    Все таки, как для женщин все усложнено. А первая фотография церкви, очень напоминает церковь в селе Архангельское, Пермского края. Даже по стилю строения и форме очень похоже. Я когда фотографию увидел, непроизвольно подумал, что это Михайло-Архангельская церковь.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Ну, да цветовая гамма похожа, тоже бело-синяя.

  9. АлексейNo Gravatar

    Очень люблю путешествовать на машине. Много где был. Некоторые места очень светлые. Радуют, наполняют. А есть темные. Даже в некоторые храмы не тянет заходить. Самое светлое Меркушино и Валаам. По моим опытам. Собираюсь в конце июля в район Селигера.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      В Меркушино храмы красивые, но там так много туристов, что создалось ощущение суеты. Может быть это потому, что мы в праздничные выходные ездили.

  10. ЛюдмилаNo Gravatar

    Правила и ритуалы, я думаю, нужны чтобы настроиться на разговор с богом и со святыми, как сборы в школу — одеваешь форму и внутренне готов к учебному процессу, они желательны, но необязательны. Всё зависит от состояния души и от цели.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Согласна, что всё зависит от состояния души и от цели посещения таких мест.

  11. МарияNo Gravatar

    Давненько, Валюш, меня не было на твоем блоге. А тут такой интересный материал, прямо не смогла не высказаться. Знаешь, что я думаю по поводу поста? Пост превосходный, мысли правильные, причем мысли человека явно неравнодушного. А вот комментарии меня удивили и вот по какой причине. Давайте-ка представим, господа хорошие, мусульманскую мечеть где-нибудь в мусульманской стране. Вот вы приехали и хотите смотреть. Ну попробуйте сунуться туда в мужской одежде да простоволосо, да еще, может быть, в топике. Не выйдет ничего. Мало того, что не пустят, так еще и с возможными последствиями. Вы мусульман боитесь, потому совершенно безоговорочно и тапочки у входа оставите, и одежду их заранее приготовленную тоже оденете. И даже в мыслях не появится пожужжать на тему, отчего это в мечеть в штанах не пускают. Так почему же у нас все это можно! Священнослужители наши и так слишком терпеливы, а на самом деле, вы хоть и туристы, а идете в Дом Божий, так почему же вы свое собственное, родное так не уважаете. Причем здесь слова о лицемерии, это же элементарное неуважение в своей родной вере. Не верите вы в Бога — не верьте, но не глумитесь и не словоблудьте об одежде. И дело не в том, что кто-то верит, кто-то нет. Тут дело личное, но неверие не дает права на неуважение. Вот я как думаю. А еще добавлю, что да, паломничество и туризм разные вещи, но не исключающие друг друга. Мы ведь в миру живем, а там суета. Хорошо, если посещение церквей просвещает хотя бы немного.
    Валюш, а ведь монахиня права была. Монастырь — это вообще особое место. С тобой лукавый пошутил — это понятно.Деньги, платок в машине спрятал.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Маша, очень рада тебя снова увидеть и услышать, а то что-то ты пропала где-то.
      Конечно нужно уважительно относиться к традициям и правилам церкви, ведь это мы идём в храм, а не священники к нам в дом. А как говорится: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Вековая народная мудрость актуальна и по сей день.
      Про лукавого интересное высказывание, может и так, но просто надо было поменьше суетиться и подумать, что возможно мы зайдем в эту церковь.

  12. МарияNo Gravatar

    Вот я как раз из Турции вернулась. Там по мечетям пришлось пройтись. Мне очень понравился вот какой момент: черта проведена, за которую туристы не заходят. Пожалуйста, смотри, фотографируй, спрашивай, книжки бери читать. Но чтобы даже в эту черту попасть, нужно галабею одеть и тапки снять. Я расскажу про это вскоре. Вот кабы и наши такую черту провели, не было бы никаких дискуссий.
    Но, знаешь, ты себя не вини, Господь ведь твое сердце знает.

    1. Валентина Гриценко
      Валентина Гриценко

      Интересно про черту. А что это только в Турции, в других мусульманских странах такого нет?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>