Мартовское утро на Вагранской во время нашего минипутешествия выдалось невероятно сказочным. Еще из окна электрички, мы любовались волшебным восходом солнца, смотрели, как появляется из-за горизонта красный диск светила, постепенно розовеет и превращается в большой золотой шар, подсвечивающий, опушённые белым кружевом, деревья.
Такое же большое жёлтое резное солнце глядит с фасада железнодорожной станции Вагранская, и наблюдает каждое утро за восходом небесного солнца.
Этой зимой в 28 км южнее Серова появился новый туристический объект — Вагранская дача. Всю зиму наша компания собиралась съездить на Вагранскую и наконец в марте собралась.
Немного об истории места
Посёлок Вагранская появился при железнодорожной станции в начале XX века с открытием Богословской железной дороги, которую проложили от станции Гороблагодатская (г. Кушва) до станции Надеждинский завод (ныне Серов), когда после постройки железнодорожной станции, жители соседнего поселка начали строить свое жилье около возведенной станции. Богословская железная дорога строилась с 1903 по 1906 года Богословским горнозаводским акционерным обществом и должна была соединить предприятия Богословского горного округа на Северном Урале с общероссийской сетью железных дорог. С 15 ноября 1904 г. до 15 апреля 1905 г. на линии было открыто временное движение. Регулярное движение по Богословской железной дороге было открыто 1 сентября 1906 года.
В здании вокзала недавно появилась экспозиция об истории Богословской железной дороги. Инициатор создания экспозиции — серовчанин Владислав Завольнюк.
Со времён основания железнодорожной станции Вагранская, в посёлке сохранилось несколько зданий: вокзал, водонапорная башня, здание бывшей железнодорожной (путейской) казармы, бывший дом начальника станции, правда в плохом состоянии, насосная.
Почти все эти здания находятся рядом с перроном на ул. Вокзальной, образуя архитектурный ансамбль исторической застройки. Посёлок Вагранская совсем маленький: в пять улиц и два переулка, но очень уютный и милый. Зимой здесь живут около 20 человек, летом больше — приезжают дачники.
Утренняя электричка из Серова приходит на ст. Вагранская в 07-36. Успеваем застать утреннюю зорьку на станции, когда все строения и деревья подсвечены розовым светом. Красиво.
Пока разглядывали в зале ожидания экспозицию, посвящённую Богословской железной дороге, утро из розового превратилось в оранжевое.
Кстати, зал ожидания на станции Вагранская всегда на замке — пассажиры здесь редкость, до поры, до времени, думаю. Наш экскурсовод Лариса (о ней чуть позже расскажу) постучала в окно, соседнего с залом ожидания, помещения, чтобы нам открыли зал. А ещё нам поведали про зал ожидания станции Вагранской, что он распахивает свои двери один раз в месяц, в один и тот же день и даже примерно в один и тот же час и заполняется жителями посёлка. Угадайте, зачем и почему.
Вокзал построен по типовому проекту в стиле модерн, получившему широкое распространение на уральских железнодорожных магистралях в 1900-е годы. На рубеже XIX-XX веков возник особый, «железнодорожный» вариант модерна и в частности «деревянного модерна». В этом стиле на жд станциях строились не только вокзалы, но и дома.
За вокзалом расположена бывшая путейская казарма, сейчас это жилой дом (3-х квартирный, наверное).
Хрустальное утро на Вагранской
Пока топтались вокруг вокзала, мартовское солнце приподнялось над верхушками деревьев и красиво осветило маленькие деревца у перрона, превратив их в хрустальные.
Посовещавшись, решили идти к кабанам. На восточной окраине посёлка находится охотхозяйство «Лесной Урал».
По пути любуемся и восхищаемся хрустальными деревцами, веточками, травинками. Накануне была оттепель и дождь, а к утру подморозило, всё застыло.
Особый восторг вызывает улица, ведущая навстречу утреннему солнцу и домики.
Мартовское солнце сделало утро на Вагранской волшебным.
Увидеть кабанов
Вот и дошли до кабанов. Однако, за высоким, с узкими щелочками забором, их разглядывать не удобно, а уж тем более фотографировать. Поэтому, чтобы сделать несколько кадров, пришлось проявить чудеса эквилибристики, взгромоздившись на какую-то конструкцию перед забором.
Мы, либо не в том месте подошли к загону, либо охотхозяйство переделало забор в этом месте на сетку Рабица, обустроив площадку для обозрения. Смотрела видео, снятое туристами неделей позднее с обустроенной площадки — животных отлично видно.
Посёлок
Потом мы снова вернулись на станцию, посокрушались, что бывший дом начальника станции пустует и разрушается.
Некоторое время назад в этом здании располагался медпункт, о чём напоминает оставшаяся на стене вывеска. Сейчас в посёлке Вагранская нет ни медпункта, ни почты, ни даже магазина. В советское время был в посёлке и клуб, сейчас от него остался пустырь, да название переулка Клубный.
Зато есть в посёлке кафе «Вагранская дача», собственно благодаря ему, а вернее его новой хозяйке и по совместительству гиду по посёлку Ларисе Золотовой, и появились в Вагранской туристы. Вот в кафе мы и направились дальше через посёлок, любуясь по пути «деревенскими пейзажами».
Даже сломанный забор не испортил прелести утра на Вагранской.
Прошлись по улице Центральной, разглядывая симпатичные поселковые домики.
Удивились совсем крохотным домикам в одно окно. А ещё тому, что дороги в посёлке хорошо почищены от снега. Это из соседнего посёлка Красноярка приезжает грейдер и чистит. Посёлок Вагранская относится к сельсовету посёлка Красноярка (расстояние между посёлками 7-8 км).
Насосная
На Центральной улице недалеко от пруда ещё одно сооружение, сохранившееся с основания посёлка — насосная. Красивое кирпичное здание водокачки мне сразу напомнило такое же здание только не белёное, а из красного кирпича и бутового камня у железнодорожного моста у нас в Серове; я писала о нём в блоге в 2016 году, рассказ называется «Открываем свой город. Старый дом у моста». Правда в Серове от такого старинного здания уже не осталось и следа, к сожалению.
Насосная станция действующая, снабжает водой посёлок; только сейчас она качает воду из скважины глубиной 112 м, а раньше, до 1957 г. — из пруда, что с южной стороны посёлка на речке Моховой. И насос водоподъёмный сейчас электрический, а раньше в машинном зале располагался паровой двигатель, с помощью которого насос качал воду из пруда. Из водокачки по подземным трубам насос подавал воду на водонапорную башню для заправки паровозов. К кирпичному зданию насосной примыкало небольшое деревянное строение — квартира машиниста, обслуживавшего эти механизмы.
У маленького посёлка Вагранская удобное расположение относительно транспортных магистралей; через посёлок проходят две магистрали железнодорожная и автомобильная; вернее, железная дорога на Приобье проходит непосредственно через посёлок, а автотрасса — Серовский тракт Северного широтного коридора — с западной стороны посёлка. Вот на автотрассе и находится кафе «Вагранская дача».
«Вагранская дача»
При прежнем хозяине придорожное кафе на 326 километре Серовского тракта называлось «Круиз». В 2021 г. семья Золотовых из Серова приобрели это кафе, чтобы воплотить свою давнюю мечту — создать для серовчан (и не только) загородную базу отдыха. Кафе назвали «Вагранская дача».
Сейчас это не просто придорожное кафе, где можно вкусно поесть и отдохнуть в пути, это туристско-информационный центр. Хозяйка приняла участие со своим кафе в первом областном конкурсе-акселераторе «Уральские каникулы». По итогам которого, кафе «Вагранская дача» признано лучшим инфраструктурным туристическим проектом Свердловской области.
Кафе очень оригинально оформлено. У входа в него во всю стену карта путешествий по родному краю, которую помогали наполнять работники музеев всех северных городов области. На карте указаны не только достопримечательности, но и событийные мероприятия в Северном округе Свердловской области, например, горный марафон «Конжак» или фестиваль «Симеоновская ярмарка» в Верхотурье и другие.
Посетители кафе добавляют на карте места, которые стоит посетить. Потом карту обновят, включив в неё предложенные посетителями достопримечательности или населённые пункты.
Кроме карты, стены украшены фотографиями наших северных достопримечательностей с описанием.
Второй, малый зал кафе «Вагранская дача» принимает организованные группы туристов, или зал можно заказать для проведения каких-нибудь мероприятий и торжеств.
Практически весь зимний сезон «Вагранская дача» принимала школьников, целые классы приезжают на электричке, здесь для них проводят экскурсию по посёлку и по Малой Вагранской тропе, а в кафе организовывают викторину на знание родного края.
Владельцы кафе планируют расширять его, а рядом строить гостиницу и банный комплекс, а также развивать туристические маршруты для пеших, лыжных прогулок или катаний на снегоходах. В общем, в скором будущем ждём появления здесь полноценной базы отдыха.
Малая Вагранская тропа
Согревшись и вкусно позавтракав в гостеприимном кафе, тоже отправляемся на прогулку по Малой Вагранской тропе. В этом зимнем сезоне силами предпринимателей «Вагранской дачи» в посёлке появилась тропа здоровья вокруг пруда. Начинается тропа от кафе, о чём возвещает указатель.
Далее на тропе также имеются указатели — «Верной тропой идёте!» От такой разметки, становится вдвойне веселее. Идём, любуемся природой — лесом, наслаждаемся солнечным мартовским утром.
Название Вагранская тропа очень созвучно с вогульской тропой. И действительно, здесь словно переносишься на сотни лет назад, погружаешься в мир прапращуров, ступаешь по земле древних вогулов (манси).
Кстати в прошлом у северных народов манси и хантов был Лосиный праздник. По рассказам, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.
Есть на Вагранской тропе и аллея любви на дамбе пруда. Деревья здесь высажены жителями посёлка в 1950-е годы.
За дамбой тонкой змейкой извивается по заснеженному лесу речка Моховая. Видимо речка эта берёт начало из болота или течёт по моховым, заболоченным лесам, поэтому так называется.
Мы не прошли до конца Малую Вагранскую тропу, надо было возвращаться на станцию, чтобы не пропустить электричку. Дошли только до костровища на дальнем берегу пруда. Здесь экскурсионные школьные группы разводят костёр, жарят сосиски, общаются. Причём в отличие от нас, приехавших на экскурсию утром, школьные экскурсии проходят вечером и по сути на Малой Вагранской тропе у школьников получается настоящий ночной поход с фонариками, до под звёздами; ведь зимой темнеет рано. Романтика в общем.
Изначально тропу проложили вокруг пруда, но в феврале лёд на речке Моховой в месте впадения её в пруд, подтаял и треснул. Пришлось опасное место огородить, и кольцевой маршрут перестал быть кольцевым. Летом организаторы маршрута Малой Вагранской тропы планируют сделать мостики, а также места отдыха и много чего интересного.
Водонапорная башня на станции Вагранская
Вернувшись на станцию, посмотрели ещё водонапорную башню. Водонапорная башня на станции Вагранская с марта 2021 г. является объектом культурного наследия регионального значения «Водоемное здание». Построена она в 1906 году «в составе ансамбля железнодорожной станции Вагранская, в стилевых формах модерна по типовому проекту, разработанному при строительстве линии Богословской железной дороги». Как сообщила в интервью заведующая территориальным отделом п. Красноярка, здание не используется с 1990-х годов. О придании водонапорной башне статуса памятника истории и культуры хлопотали старожилы поселка.
В мае 2015 года на башне установили мемориальную доску с именами местных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В апреле 2021 года водонапорную башню на станции Вагранская в новом статусе передали в ведение Серовскому историческому музею. Полагаю, для наших музейщиков это было неожиданностью. В интервью серовскому телевидению директор музея говорила: «Пока, конечно, никаких планов нет, пока мы в раздумьях, что это может быть, как это может быть. Но возможно, жители нашего города подскажут нам, как мы можем её использовать, что мы можем здесь проводить; экскурсии или ещё что-то». Прошло два года, похоже Серовский музей так и не придумал, как использовать водонапорную башню — объект культурного наследия. А башня без человека потихоньку разрушается: по стенам идут трещины, штукатурка под рустовку отваливается.
Я сначала подумала, что эта штукатурка по бутовому камню современная, ну или послевоенного периода. Но нашла в интернете акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Водоемное здание», расположенного по адресу: Свердловская область, Серовский городской округ, п. Вагранская, ж/д ст. Вагранская, где описывается архитектура водонапорной башни, в частности там написано:
«Водоемные здания на линии Богословской железной дороги возводились «по типу циклопической каменной кладки и кирпичными углами». В полной мере это относится и к объекту. «Циклопическая» в данном контексте означает крупноблочная. Бутовая кладка в центре граней восьмерика не оголена, а оштукатурена с имитацией кладки в виде каменных блоков, что было характерным приемом для множества водоемных зданий на различных станциях различных железнодорожных линий».
Также в Акте говорится о
«градостроительном значение башни, как высотной доминанты ансамбля железнодорожной станции Вагранская и одноименного поселка; о её художественной ценности, как объекта, решенного в стилевых формах модерна, широко представленном в специфической отрасли железнодорожного строительства в начале XX века и имеющего наибольшее количество подлинных характеристик среди всех сохранившихся водоемных зданий на линии станций Богословской железной дороги; историко-культурная ценность, как образца станционного здания при строительстве железных дорог в Уральском регионе».
Тяговая подстанция
Ещё одну веху в развитии железной дороги можно увидеть тут же на Вагранской. По другую сторону железнодорожных линий, почти напротив водонапорной башни расположена тяговая подстанция. Тяговая подстанция — это электроустановка, которая преобразует электрический ток для обеспечения электроэнергией электровозов, электропоездов. Веха эта — электрификация железной дороги.
В 1951 г. на электротягу был переведён участок железной дороги, именовавшейся ранее Богословской, Кушва — Серов — Карпинск, протяженностью 229 км. И вот такие тяговые подстанции были построены на определённом расстоянии друг от друга вдоль железнодорожного полотна. Так электровозы пришли на смену паровозам, а тяговые подстанции на смену водонапорным башням, которые использовались для заправки паровозов.
Вот так увлекательно мы провели утро на Вагранской. Насладились красотой мартовского утра, Вагранскими пейзажами, прониклись симпатией к этому маленькому посёлку, сумевшему сохранить значительную часть исторических зданий почти в неизменном виде. Три часа быстро пролетели, в 10-35 мы уже садились на обратную электричку. Спасибо Ларисе Золотовой и Владиславу Завальнюку, что показали такое интересное место. Надеюсь посёлок Вагранская скоро станет ещё более привлекателен для туристов и для проживания в нём.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
20 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Людмила
01.04.2023 в 22:38 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Поездка была замечательная! Валентина, сколько дополнительной информации ты нашла! Здорово!
Валентина Гриценко
01.04.2023 в 22:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В интернете, Люда, про Вагранскую мало информации, но вот про водонапорную башню удалось найти.
Вячеслав
04.04.2023 в 16:03 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
А почему бы Вам не почитать истоки. Все давно написано до нас. АОАСГО. В читальном зале. Станция Вагранская. И не надо ничего выдумывать и домысливать.
Валентина Гриценко
04.04.2023 в 21:24 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это я и планирую сделать в отпуске — сходить в архив, поискать.
Надежда Семновна
02.04.2023 в 00:17 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Прекрасная прогулка, Валентина. Мне понравились домики, такие аккуратные, резные наличники. Еще водонапорная башня, интересно было узнать как она строилась. Чудо! Фотографии красивые, особенно освещенные солнцем дороги .
Валентина Гриценко
02.04.2023 в 10:41 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, домики нам тоже понравились, они все разные, у каждого своё «лицо». Нам повезло с погодой — солнце и лёгкий утренний морозец создали восхитительное освещение, пейзажи стали сказочными.
Надежда Семновна
16.04.2023 в 15:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, уже Пасха.
«Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь».
стих княжны Е. Гончаковой.
С праздником!
Валентина Гриценко
02.05.2023 в 22:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Здравствуйте, Надежда Семёновна! Спасибо за поздравление. Замечательный стих. Хоть и с большим опозданием, Вас тоже поздравляю с прошедшей Пасхой. Была в отпуске, на сайт не заходила, поэтому увидела Ваш комментарий только сейчас.
Надежда Семеновна
08.05.2023 в 18:27 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
С праздником с Днем Победы!
Валентина Гриценко
09.05.2023 в 19:15 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Надежда Семёновна. Вас тоже с Днём Победы!
Сергей
03.04.2023 в 11:55 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Нашла ты свой стиль, Валентина, в описании поездок по родному краю. Как всегда, интересно было и исторические очерки почитать, и фотографии посмотреть.
Радует, что находится достоточно существенное количество туристов, что ради них можно вкладываться деньгами и силами, чтобы проложить и обслуживать тропу.
Владельцы кафе удачный маркетинговый прием придумали: не знаешь чем заняться на выходных, съезди в кафе, пообедай и подсмотри маршрут ПВД. 🙂
Валентина Гриценко
03.04.2023 в 12:20 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Владельцы кафе сами увлечённые люди. Представляешь, Лариса — владелица кафе сама, практически, каждые выходные привозила школьников на электричке и проводила экскурсию, ещё и в электричке разные познавательные конкурсы для детей. Прямо массовик-затейник. Надеюсь, у неё всё получится, и Вагранская станет местом притяжения.
Александр
03.04.2023 в 12:30 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Какой симпатичный поселок! Станция шикарная. Как хорошо, что ее не укутали в брендированный сайдинг. А тропу занес в свой список 🙂 Люблю такие тропки. Валя, спасибо, что познакомила с нею. Надеюсь, когда-нибудь прогуляюсь по ней.
Валентина Гриценко
03.04.2023 в 19:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да Вагранскому вокзалу повезло, что его миновала участь быть одетым в сайдинг.
Александр, по Южному Уралу ты уже гулял, теперь давай на Средний и Северный, а потом Приполярный, Полярный. Сейчас энтузиасты активно разрабатывают маршруты по Уралу, чтобы можно было его весь прошагать.
Людмила
04.04.2023 в 23:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Как там у вас на Урале всё по-настоящему сохранилось, всегда этому удивляюсь. Словно на 100 лет назад попадаешь))
Дача милая, правда, я подумала что всё таки сайдингом обложили стены), говорите нет. Тогда что это за декорация? Видно что современный материал.
Природа красивая, как всегда.
Валентина Гриценко
05.04.2023 в 12:07 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Людмила, здание кафе «Вагранская дача» современное, думаю максимум ему 30 лет. Оно, да под сайдингом. Я же говорила, что участь минула быть одетым в сайдинг, здание вокзала. Оно облицовано доской и декорировано с момента строительства, т.е. с 1906 г.
Константин
06.04.2023 в 02:02 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Водонапорная интересная, с маковкой ) И сохранилась очень неплохо для своего возраста.
Так почему все-таки зал ожидания на вокзале только раз в месяц открывают? Сам не догадался, а ответа не увидел.
Валентина Гриценко
06.04.2023 в 20:33 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Я тоже не догадалась, а всё оказалось просто. Раз в месяц выдают пенсию в зале ожидания вокзала Вагранская. Почты в посёлке нет, никаких соц.организаций нет, вот на вокзале и выдаёт специалист, когда привозит пенсионерам их пенсии.
Константин
04.05.2023 в 14:39 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Все так просто, оказывается. Не перевели, значит, местных пенсионеров на карты.
Валентина Гриценко
05.05.2023 в 11:26 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
У нас и в городе-то не все пенсионеры пожелали на карты перейти, предпочитают наличку.