В этом году снова побывали на Конжаке. Уж думала больше никогда не взберусь я на эту вершину (1569 м) – самую высокую в Свердловской области. Пешком по марафонской тропе, протяжённостью 42 км, я бы уже и пытаться не стала. Хватило и одного покорения, правда, это ещё вопрос кто кого покорил – я вершину или она меня. Конечно же вершина покорила меня во всех смыслах. Конжак покорил своей красотой, удивительными видами, открывающимися с вершины и … нестерпимой болью в коленях. Поэтому на сей раз на Конжак я решилась только потому что довезли прямо на гору, на Йовское плато. С него до вершины остаётся 4 км по куруму круто вверх, естественно только пешком.
Добавлю, что поездку на Конжак организовал турклуб «Пешком по Уралу». Это моя четвёртая поездка с этим клубом. Предыдущие поездки были:
Осенью 2018 г. в Тренькинскую пещеру, Святилище и Чёртово городище с Ледяной пещерой в Североуральском районе.
Летом 2019 г. поход в пещеры Мрака и Жилище Сокола на реке Каква.
Зимой 2020 г. на гору Колпаки и посёлок Промысла в Пермском крае.
Дорога на Конжак
Дорога Карпинск Кытлым сейчас полностью асфальтирована, ехать по ней одно удовольствие. Вспоминаются наши поездки для участия в горном марафоне «Конжак» с 2013 по 2016 г.г., когда вереницы машин и автобусов тряслись и пылили по грунтовке до стартовой поляны. С закрытыми окнами в автобусе духота, а с открытыми пыль коромыслом – тоже дышать нечем. Сейчас совсем другое дело – ехали с ветерком по ровной дороге. А по кромке асфальта – команда лыжников на роликовых лыжах. Чудно для уральской глубинки.
Проехали новенькие мосты сначала через р. Каква, затем через р. Серебрянка-2, сразу за которой своротка направо. Нам туда. Через несколько метров асфальт закончился, началась технологическая дорога на дунитовый рудник, проложенная в 2015 г. Эту технологическую дорогу называют Дунитовой или совсем по-простому «дуниткой».
В начале дороги, слева, расчищена от леса небольшая площадка для отдыха, со столом и скамейками под навесом. Здесь мы на обратном пути останавливались перекусить.
На сайте «Уральский следопыт» нашла статью «Линия на карте: дорога на Иовское плато» с картой и описанием маршрута по Дунитовой дороге. Карту я позаимствовала оттуда.
Протяжённость этой дороги 16,8 км, перепад высот между начальной и конечной точками 840 м.
Сначала дорога идёт по лесу, потихоньку подымаясь на гору, в одном месте после небольшого поворота начинается крутой подъём (отрезок 1-2 на карте). Наш микроавтобус Ford Transit на этом подъёме даже заглох, видимо, что-то перегрелось в нём от нагрузки.
На этом участке дороги в прошлом году произошло шокирующее ДТП в ночь после горного марафона, при спуске на повороте перевернулся и загорелся бензовоз. Водитель бензовоза был пьян, подвозил в кабине и на цистерне туристов. Три человека погибло, шестеро попали в больницу с травмами.
После происшествия, на «дунитке» установили дорожные знаки, предупреждающие о поворотах и ограничении скорости.
На этой дороге, как, впрочем, и в лесу можно встретиться с медведем. Видео, опубликованное в начале июля в соц.сети Вконтакте снято примерно на 3 км от начала технологической дороги.
Почти 7 км дорога идёт через лес и за высокими деревьями из окна микроавтобуса никаких гор ещё не видно, разве что впереди в просвете дороги видны вершины гор. Вот высокий лес заканчивается, дорога выходит на южный отрог Серебрянского хребта и сразу видно, что мы в горах. Здесь можно остановиться на смотровой площадке (высота 859 м), с которой открывается вид на южную часть горного кольца, опоясывающего посёлок Кытлым – Сухогорский хребет с его многочисленными вершинами, на сам посёлок, на круглый купол горы Косьва.
На карте смотровая площадка обозначена точкой 4.
Технологическая дорога проходит по склону горы Серебрянского хребта. Когда её делали, взрывали скалы, остатки которых местами возвышаются между дорогой и пропастью.
Одна скала напоминает лежащего у дороги пса или медведя, видимо – это страж дороги.
Ещё примерно через километр на высоте 933 м вторая смотровая площадка (т. 5 на карте). Справа от дороги возвышается отрог Серебрянского камня, слева видны отроги Конжаковско-Серебрянского массива и вершина Косьвы в голубой дымке.
На склоне видно много кедров. На этой высоте кедры от ветров однобокие.
Оказывается, Дунитовую дорогу проложили по особо охраняемой природной территории – Серебрянскому горному кедровнику, расположенному на восточном склоне Серебрянского камня на высоте 800—850 м. Возраст кедровых деревьев, являющихся памятником природы, составляет 330—380 лет.
Интересно получается, по закону запрещена всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы, запрещено строительство дорог на землях ООПТ, движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий. А на деле …
Двоякое чувство, вроде и удобно, что есть дорога в горах, но и природу жалко.
Смотровая площадка заканчивается «каменными воротами»
Вот как выглядит обзорная площадка – видео круговой панорамы.
Туристов много и машин на дороге много. Так как дорога технологическая, по ней курсируют КАМАЗы – вывозят руду с месторождения. Думаю, огромное количество автомобилей туристов им мешают, могут ведь и шлагбаум поставить на въезде на «дунитку».
За «каменными воротами» видно, что дорога делает дугу по склону Серебрянского камня и уходит влево в сторону горы Южный Йов.
Больше мы остановки до самого Йовского плато не делали, любовались видами из окна, крутя головой то влево, то вправо. Здесь бы пройти пешком, наслаждаясь всей этой горной красотой – вершинами, долинами реки Серебрянка и реки Полдневая, причудливыми скальными останцами.
От точки 6 на карте можно подняться на вершину Серебрянского камня. Отметка дороги в этом месте 1018 м, а вершина 1035 м, подъём получается небольшой.
Огибая горы Трапеция и Южный Йов, дорога петляет по горной тундре, посреди которой то тут, то там будто раскиданы каменные глыбы и скальные останцы. Здесь уже встречаются палаточные лагеря.
Конечный пункт Дунитовой дороги – знаменитое среди уральских туристов Йовское плато, шлагбаум карьера. До самого шлагбаума никто не едет, вереница машин, стоящих на обочине, растянулась от Южного до Северного Йова.
Я думала, технологическая дорога на Конжак – Йовское плато в худшем состоянии, и что по ней можно только на внедорожнике или вахтовке проехать. Но нет, на обычных легковушках сюда тоже добираются. Хотя, в непогоду, наверное, будет сложнее.
Высота конечной точки дороги на Йовском плато 1140 м. Чтобы добраться до вершины Конжака, остаётся перейти плато и подняться на 429 м, пройдя при этом 4 км.
С этой дорогой Конжак стал доступнее, количество туристов увеличилось во много раз, причём в любое время года. Главное, чтобы не загадили это уникальное место с альпийскими лугами и не вытоптали краснокнижные растения, произрастающие здесь.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
27 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
ЧУМработница
24.07.2020 в 02:00 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Названия какие интересные — Конжак, Каква)
Как-то не пришлось мне в горах основательно побывать. Все из окон автобуса или машины. Смотрю на фото и даже по ним вижу мощь и масштаб.
Здорово, что есть у вас возможность прикоснуться к этой громаде природной)
ну и на автора пост хоть посмотрели)
Валентина Гриценко
24.07.2020 в 10:55 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Многие названия гор и рек у нас мансийские, и названия некоторых населённых пунктов тоже. Например, посёлок Кытлым, который мы фотографировали с обзорной площадки, на мансийском языке означает котёл. Посёлок, действительно, будто в котле расположен — в окружении горного кольца.
Сергей
24.07.2020 в 13:17 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Поразило такое количество машин — мне кажется, даже в национальном парке «Таганай» я такого не видел (впрочем, наверное, давно там летом не бывал). А тут — север, Тмутаракань…
Да, места красивые, природа суровая. Ждём рассказ о подъеме на самую высокую точку.
Валентина Гриценко
24.07.2020 в 21:05 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Может так сказывается закрытие границ в связи с короновирусом? 🙂 Ну и погода отличная.
Александр Каратаев
24.07.2020 в 22:08 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Видно, что любителей этого маршрута немало. Действительно много машин. А вот КАМАЗ я на предпоследнем фото увидел только один. Неужели на самом деле могут закрыть дорогу от туристов.
Медведь за деревом — это столько впечатлений! Вообще красиво…
Валентина, у Вас каждый раз новые интересные маршруты, такое впечатление, что красоты Вашего края нескончаемы…
Валентина Гриценко
24.07.2020 в 22:19 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это точно, красоты нашего края нескончаемы. 🙂 Как впрочем, и в любом другом.
Александр Каратаев
24.07.2020 в 23:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
И это здорово!
Татьяна
24.07.2020 в 22:27 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Суровые места, и красивые. Интересно, как долго Вы будете подниматься на вершину горы? Счастливого Вам путешествия!
Валентина Гриценко
24.07.2020 в 22:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В этот раз на восхождение с плато до вершины у нас ушло, судя по времени на фотографиях, 2 часа 20 минут с передышками, перекусами и фотосессиями. А четыре года назад, когда мы шли по марафонской тропе от стартовой поляны, это 21 км, дошли до вершины за 8 часов. Спортсмены марафонцы, занимавшие первые места пробегали всю 42-х километровую дистанцию до вершины и обратно чуть менее,чем за 3 часа. Это просто удивительно, как они это делают.
Ольга Парфенова
25.07.2020 в 06:52 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень красивые места. Всегда с интересом читаю статьи о путешествиях и сама люблю этим заниматься.
Валентина Гриценко
25.07.2020 в 09:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне кажется, путешествовать любят все, просто предпочтения у всех разные.
Людмила
26.07.2020 в 12:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, правду говорят, что туристы залезли туда, где веками не ступала нога человека))). Просто бум, судя по фото!
Все сейчас одержимы движением. Это хорошо, ещё бы природе вред не наносили.
Места очень красивые и требуют сил и энергии.
Валя, молодец!!!
Валентина Гриценко
26.07.2020 в 17:32 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
С таким наплывом туристов тоже за природу опасаюсь.
land_driver
26.07.2020 в 21:24 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Как же красиво, когда рядом горы! И еще когда хорошая погода
Валентина Гриценко
26.07.2020 в 21:56 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В этом году у нас весь июль жаркий и без дождей.
Алиша
31.07.2020 в 09:58 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Как же там красиво… Такие виды!
А с туристическим трафиком — как в Приэльбрусье: вроде заповедник и нельзя ничего вырубать, строить, ездить на транспорте по лесам, но всё это делается активно. Даже на экологической тропе, где положено пешком идти…
Валентина Гриценко
31.07.2020 в 13:01 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это печально, когда люди не берегут природу.
Надежда Семеновна
31.07.2020 в 14:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, у вас очень красивые видовые фотонрафии и вы смотритеть бывалой путешественницей на фоне гор. Красивые места!
Я смотрю так много машин с любителями путешествий в горах, это приятно. Как вам дышалось на высоте 1140м?
Удачных вам поездок в это лето!
Валентина Гриценко
31.07.2020 в 18:19 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Надежда Семёновна. Да, Конжак сейчас стал доступнее — путешественников много. А дышалось легко на высоте 1140 м — это ещё не та высота, на которой может начаться горная болезнь. К тому же на эту высоту мы ехали, а не пешком шли. Это вот потом, когда на вершину пошли по крутому склону, стала появляться одышка, потому что без тренировок.
Александр
04.08.2020 в 10:23 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Трудно порой в пути, зато потом какая красота открывается!
Валентина Гриценко
04.08.2020 в 21:27 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это точно.
Людмила
24.08.2020 в 11:58 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мы любим пешком ходить, но в ваших краях, после видео с медведем как опасаюсь, пожалуй только на машине и с группой
Валентина Гриценко
24.08.2020 в 21:00 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Встречи с медведем в наших краях не редкость. Каждый год медведей замечают на окраинах города, а сейчас они ещё и в сады повадились — ягодами, да морковкой лакомятся. Может это, конечно всё один ходит вокруг города.
Я поэтому летом одна в лес не хожу, только зимой, когда медведи в берлоге спят. Зимой опять же волки рыщут, в посёлках собак дворовых режут.
В общем сплошной адреналин у нас на природе. 🙂
Константин
04.09.2020 в 00:21 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Замечательный у вас турклуб. Такие маршруты предлагает, организацией занимается. Вся эта вереница машин на фото — неужели, туристы?
Названия у гор необычные и запоминающиеся, да и у дороги тоже )
Валентина Гриценко
04.09.2020 в 12:50 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Здорово, что у нас в городе появились люди, взявшиеся организовывать такие маршруты для всех желающих. А вереница машин — это действительно, всё туристы. Конжак стал очень популярным c тех пор, как на нём стал проходить Международный горный марафон. А уж с появлением этой дороги стал ещё и доступным для многих.
Многие названия гор на Северном Урале имеют мансийское происхождение.
Светлана
28.09.2020 в 16:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, Вы последний раз ехали по дунитовой дороге в июле этого года, позже дорогу закрыли для проезда на личном транспорте. Дорога технологическая, мы мешаем свободному проезду большегрузной техники. Машин на карьере сейчас прибавилось, стали больше вывозить дунита. По дороге разрешается ходить пешком, личный автотранспорт нужно оставлять до шлагбаума в начале дороги. Там будет оборудована стоянка. В будущем будут организованы доставки туристов на вахтовках за какую-то плату.
Валентина Гриценко
28.09.2020 в 20:35 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Светлана, я уже читала, что технологическую дорогу закрыли для легковых автомобилей. Может так и лучше, а то всё плато вытопчут. Хотя «Дуниты Северного Урала» тоже не улучшают экологию Конжаковского массива.