О музее «Невьянская икона» в Екатеринбурге я раньше слышала немного; лишь то, что там представлены иконы, написанные старообрядцами. Чуть-чуть слышала о невьянской школе иконописи XVIII века. Думала, хорошо бы при случае побывать в музее Невьянской иконы, но так как в Екатеринбурге изредка бываю и только по делам, искать специально, где этот музей, некогда. И вот во время мартовской поездки в Екатеринбург такой случай, как раз представился, совершенно неожиданно.
Мы шли по ул. Белинского, как вдруг на противоположной стороне улицы я заметила знакомый по фотографиям фасад музея, над входом в который сидели весёлые фигурки. Какая неожиданная встреча с музеем «Невьянская икона»! В распоряжении у нас было минут 20, уговорила сына зайти в музей.
На первом этаже музея арт-галерея, похожая, на первый взгляд, на антикварный магазин. Я спросила у вышедшей к нам девушки, можно ли посетить музей. Она ответила: «Конечно, вам с экскурсией или без экскурсии?» Я даже сначала растерялась, что предлагают экскурсию для двух человек. Но разница в цене всего 100 рублей. Без экскурсии – 250 руб., с экскурсией – 350 руб. с человека. Однако, как бы мне ни хотелось послушать экскурсовода, пришлось отказаться от экскурсии, так как во времени мы были очень ограничены. А прерывать гида на половине рассказа и уходить из музея, было бы очень неуважительно с нашей стороны.
Музей «Невьянская икона» – это первый частный музей иконы в России. Открыт Евгением Ройзманом в Екатеринбурге в 1999 г. На сегодня в нем представлено более 700 экспонатов.
Оставив одежду в гардеробе, поднимаемся в музей «Невьянская икона», он на втором этаже. Уже с лестничного марша начинаются экспонаты музея. Здесь представлены деревянные скульптуры.
Слева сидит Спас Полуночный – это Христос «поруганный в заточении, он ожидает восхождения на Голгофу» (эта скульптура не уральская – из Череповца). В резной рамке фигура святого Николая Можайского с мечом в одной руке и храмом в другой. Красивый, вырезанный из дерева подсвечник, почти двухметровый, на нём маленькая фигурка Спаса Полуночного.
На стенах лестничного марша деревянные скульптуры ангелов, они привезены с севера Вологодской области.
Вспомнила, что подобные головки ангелов с крылышками видела в Карелии в церкви Апостола Петра, что в санатории «Марциальные воды».
Здесь же завораживающая картина Миши Шаевича Брусиловского «Изгнание из Рая».
В зале кроме икон и скульптур размещены ещё предметы быта, мы правда, их смотреть не стали, пошли сразу к иконам. Здесь ещё один Спас Полуночный или ещё его называют Спас в темнице, с Нижегородчины. Обычно статую Христа в церквях помещали в «темницу» – специально изготовленное помещение или глубокую тёмную нишу в стене.
Я не знаю икон, не знаю, библейских сюжетов, которые изображаются на иконах, не знаю, где какие святые изображены, пока не прочитаю описание. Но вот разглядывая эту икону, по пейзажу и сюжету одной из сцен (слева), где праведник сидит у реки на камне, сама определила, что эта икона о житие Симеона Верхотурского. Мы были у этого камня, что в тени высоких елей на берегу реки Тура во время путешествия в Верхотурье и Меркушино.
Считается, что это «подносная икона». Такие писали для огромного количества паломников прямо в Верхотурском Николаевском монастыре.
Так как музей мы посещали без экскурсии, было много непонятного, потом дома я искала описание отснятых экспонатов. Читала, слушала аудио описание, смотрела видео – всё так интересно. Некоторые видео и аудио добавлю в свой рассказ о музее «Невьянская икона».
Целая стена с Казанскими иконами Божией Матери, особо почитаемых старообрядцами. Во втором ряду в середине две иконы Красноуфимские, они отличаются, тем, что по полям добавлены орнаменты. Красноуфимские иконы – это тоже невьянская иконописная школа, только отдельное направление.
Очень понравились иконы в рубашках – в шитых окладах, украшенных жемчугом и цветными стёклышками.
Видео о Казанских иконах в музее.
Немного истории. Невьянскую икону называют вершиной уральской горнозаводской старообрядческой иконописи. Не принявшие церковные реформы 1650-60-х годов, староверы бежали от расправ и гонений сначала в костромские и брянские леса, а потом и дальше на Урал и в Сибирь, прятались в глухих лесах, в горах и пещерах. В начале XVIII в. со строительством на Урале демидовских заводов, возникают здесь центры старообрядчества. На всех заводах Демидова было полно старообрядцев. Староверов влекла на заводы возможность годами скрываться от преследования властей, работать по найму и свободно исповедовать «истинную веру». А так как староверы народ трудолюбивый и не пьющий, владельцам заводов такие работники были нужны. Староверы в XVIII — XIX в.в. составляли большую часть населения Невьянска. Невьянский завод стал центром старообрядчества на Урале.
«Характерной особенностью, которая присуща только невьянской иконе, является синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI — начала XVII веков, и вместе с тем ощутимое влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма.
Отличительной чертой является то, что специалисты называют «истовостью письма». Под этим следует понимать особое отношение невьянских мастеров к иконе – от изготовления доски для написания до самой последней стадии изготовления самой иконы. Всё делалось очень тщательно и качественно, на высоком художественном уровне.»
С сайта «Святые иконописцы» http://www.devotion.1gb.ru/index.php/en/getting/134-kharakternye-osobennosti-nevyanskoj-shkoly-ikonopisi.
Невьянские иконы, как картины, в них много цвета, прописаны полутона и переходы, а как скрупулёзно на многих иконах прописаны одежды: складки, и узоры, и шитьё.
Интересна икона, изображающая красноликого архангела Михаила в доспехах и венце, летящего на красном крылатом коне над «погибельными» царствами, низвергающимися в преисподнюю. Он пронзает копьём сатану, глас его трубы возвещает Страшный суд. В левом верхнем углу благословляющий Спас Еммануил (Христос в отроческом возрасте). Под ногой архангела изображено облачко, такое же облачко обрамляет сегмент со Спасом Еммануилом – это пчелиный рой. В раннехристианском искусстве пчелы символизировали восставшего из смерти Христа, его бессмертие. Пчелы – олицетворение борьбы со злом.
Архистратиг Михаил – глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Считается, что он защищает молящегося от видимых и невидимых врагов, от злых духов, почитался старообрядцами как покровитель старообрядцев и старообрядчества. Также считается покровителем всех пчеловодов.
Нигде не нашла объяснение одной детали на этой иконе. У сатаны почему-то два лица: одно на голове, как и положено, друге, на животе.
В музее несколько икон с этим сюжетом, но все они отличаются деталями.
В отличие от предыдущей иконы, на этой у сатаны одно лицо и нет пчелиного роя. Здесь уже появился горный пейзаж, невьянские иконописцы часто изображали на иконах узнаваемые пейзажи, здания или интерьеры. И эта икона более красочная, яркая.
В музейной экспозиции есть и складные иконы, называются складень.
На левой створке – икона «Собор святых в предстоянии в Рождество». В центре – «Седмица». На правой створке – «Богоматерь всех скорбящих Радость». Этот складень с тайником (выдвинут справа).
Никогда раньше не видела икону Богоматери, грудью кормящей младенца Христа. Оказывается, эти иконы называются «Богоматерь блаженное чрево» по начальным строкам евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27).
Очень удивили меня иконы в музее с образами Богоматери и взрослого Иисуса. Таких я тоже раньше не видела.
Нашла описание этого образа, его ещё называют «Не рыдай Мене, Мати» –
«иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая Его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия.»
Википедия.
Одной из отличительных особенностей невьянской иконы является – золочение икон, они просто сияют.
Как же прав был экскурсовод, ответивший на наш отказ от экскурсии словами: «Вы же не знаете на что нужно обратить внимание». И действительно, многие иконы, на которых изображено большое количество ликов, сцен, мы просто пропустили, прошли мимо лишь мельком взглянув. А такие иконы надо внимательно разглядывать и хорошо бы ещё с лупой, они такие насыщенные, как целая книга. Например, икона «Воскресение. Сошествие во ад», я её только дома разглядела, и то с трудом, так как фотографировала не конкретно её, а целый стенд, поэтому при увеличении детали расплывались.
«Сошествие во ад» очень интересная икона. Их в музее тоже несколько и разных размеров, та что у меня на фотографии не самая большая. Посмотрите видео, где Евгений Ройзман рассказывает об одной из этих икон.
Интересна икона «Огненное восхождение пророка Илии». Вспоминаю, как в детстве во время грозы, когда гремел гром и сверкали молнии, бабушка говорила: «Это Илья пророк на своей колеснице по небу несётся». Вот в музее «Невьянская икона» я впервые увидела образ пророка Илии в огненной колеснице. Здесь как раз изображён момент вознесение Илии на небо, и видно, как он бросает своему ученику и преемнику пророку Елисею свою верхнюю одежду «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его».
«Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия», потому старообрядцы особо любили и почитали Илию.
Послушайте аудио описание иконы «Огненное восхождение пророка Илии».
Я сделала для себя неожиданное открытие, что икону можно читать. И я сейчас не о тех надписях на иконах, современному человеку, не знающему церковнославянского, или, на каком они там языке – не понятны. А я об изображениях – они, как комиксы (я не богохульствую). Иконописец рассказывает на иконе тот или иной библейский сюжет.
Ещё один складень слева уже знакомый сюжет с Архангелом Михаилом, справа показан один из подвигов св. Георгия, совершённый им уже после смерти. Георгий победил огромного змея, который жил в озере. Этот змей, выходя из озера, пожирал людей и опустошал окрестности. На берегу стоит дочь царя, её принесли в жертву змею. Но Георгий спас царевну и всех жителей города, убив чудовище.
Вы не находите, что на иконе с Георгием Победоносцем нарисована наклонная башня? Случайность или какая-то аллегория, и иконописец изобразил Невьянскую наклонную башню?
Икону, висевшую выше остальных, я разглядела толком уже только на фотографии. Думала там Богоматерь с младенцем, а когда увеличила, неожиданно она оказалась бородатой. Стала гуглить, что это за образ. Это Симеон Богоприимец.
«В 285-247 г. до рождества Христова Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.
Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля». Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет.»
С сайта Московского патриархата.
Забавно получилось у меня с прочтением иконы «Преображение Господне». Да простят моё невежество люди воцерковленные. В интернете нашла описание этого явления.
«На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое – Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец – гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой – воссиявши с Ним в светлом облаке». (из беседы святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского).
Стала считать людей на иконе, видимых там больше шести и даже больше восьми. Странно, думаю, кто же вся эта толпа? И тут меня неожиданно осенило, нужно посмотреть на икону не как на фотографию, запечатлевшую один момент, а как на киноленту. Икона показывает действие, так сказать, покадрово.
Слева направо. Поднимаются на гору четверо – впереди Иисус за ним ученики его Петр, Иаков и Иоанн. На горе во время молитвы Иисус преобразился перед учениками. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; – от Луки святое благовествование глава 9 стих 29-30». Слева от Христа пророк Илия, взятый на небо живым, справа умерший пророк Моисей со Скрижалями Завета.
Вдруг с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Испугавшись, апостолы (ученики Христа) пали ниц, и Иисус в прежнем облике склонился над ними, чтоб те поднимались. Спускаясь с горы Иисус запретил апостолам рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
В центре музейного зала стоит большой макет храма. Удивительное сооружение. В нём даже сделано внутреннее убранство.
Рассказ о макете храма.
Привлекла внимание витрина с иконами, изображающими одну и ту же кровавую сцену «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Иоанна Предтечи ещё называют Иоанном Крестителем, он крестил Иисуса Христа в водах Иордана.
В левом верхнем углу проповедник Иоанн Предтеча в темнице, куда посадил его Ирод Антипа, за то, что тот обличал Ирода в нарушении заповедей и законов, забравши себе у своего брата жену Иродиаду. Иродиада научила свою дочь Саломею попросить у царя Ирода, в качестве клятвенно обещанной награды за понравившийся ему танец, голову Иоанна Предтечи. Ироду пришлось выполнить свою клятву, приказав отрубить Иоанну Крестителю голову. В центре иконы видим сцену обезглавливания святого и вот уже оруженосец, приведший приказ царя в исполнение преподнёс Саломеи на блюде голову Иоанна Предтечи.
Я уже упоминала, что невьянские иконописцы часто изображали на иконах узнаваемые здания или интерьеры. На иконе Крестовоздвижения узнаваемо внутреннее убранство церкви Николая Чудотворца в селе Быньги.
Рассказ об этой иконе.
Думаю, я не единственная, кто не знает, что значат те или иные сюжеты, изображённые на иконах, поэтому я и привожу здесь описание. Но, наверное, больше, я это делаю для себя, чтобы мне самой стало понятнее значение всех этих образов. Вот, например, «Покров Пресвятой Богородицы», знаю, что есть такой праздник Покров, но откуда он пошёл и что значит, никогда не задумывалась. А увидела икону в музее и стало интересно, что это за храм нарисован и что вообще там происходит.
Произошло это в Константинополе во времена правления Льва Премудрого, когда Византии угрожали нашествием сарацины. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви, полной молящимися людьми, находившийся там Андрей Юродивый поднял глаза и увидел
Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». (Димитрий Ростовский, Жития святых).
Богородица вместе с ангелами и множеством святых, сопровождавших её, принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему».
«Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.» (Димитрий Ростовский, Жития святых).
Это видение означало спасение жителей города от нашествия, и действительно, войска противника вскоре отступили.
Ещё одна икона с Богоматерью «Всех скорбящих Радости». Эта иконография сложилась на Руси уже после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, однако, несмотря на это образ пользовался популярностью у старообрядцев.
Богоматерь в царских одеждах с младенцем в одной руке и скипетром в другой в окружении страждущих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов. Сообразно словам молитвы «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление».
Очень интересны иконы «Перенесение мощей Николая Чудотворца». Я сфотографировала две штуки. Одна икона более яркая, одежды у людей разных цветов с красивыми орнаментами, на второй цвета меньше, а одежды у людей на переднем плане золотые. Такая тенденция прослеживается на всех невьянских иконах – более поздние иконы более красочные и яркие.
Перенесение мощей Николая Чудотворца произошло в 1087 г. из Мир Ликийских в город Бари (Италия) Читая про это событие была удивлена, тем, что барийцы украли мощи святого, связав монахов, стороживших святыню.
И всё же не все иконы смогла я «расшифровать».
Описание этой иконы я нигде не нашла, интересно, о чём разговаривают ангел-хранитель и апостол Андрей Первозванный.
Ещё одна необычная икона, будто иллюстрация к русской сказке. Икона «Из чрева прежде денницы родих тя» отражает тексты 109 псалма о заблудшей душе в образе скитающегося человека: он преодолевает горы (препятствия), заросли, приходит к Богу, к диалогу с ним. Сюжет этой иконы уникальный, второй такой нет. В своё время иконописцы Богатырёвы подарили эту икону иконописцам Филатовым.
Необычные круглые иконы, хотя в церквях на иконостасах круглые иконы частенько можно увидеть. Круглая икона – это отголосок античности. Круглая форма имитирует воинский щит, здесь символ триумфа христианской веры.
В музее представлена не только невьянская иконописная школа, вот например, иконы с Русского Севера. Весьма отличаются от невьянских икон. Вверху икона «Апостолы Пётр и Павел с деяниями в 16-ти клеймах», середина – последняя треть XVII в. Русский Север, Каргополье. Внизу икона «Спас Вседержитель на престоле», XVII в. Русский Север.
Изучая фотографии из музея «Невьянская икона», сделала вывод, что икона – это книга или даже азбука для неграмотных, но видимо я настолько неграмотна в религии, что без подсказок и икону прочесть не могу.
Неожиданная встреча с музеем «Невьянская икона» изменила моё отношение к иконам, да и вообще захотелось Библию почитать. И хочу снова побывать в этом музее, только не бегом, а хорошенько всё рассмотреть, и послушать экскурсовода. В своём рассказе я показала лишь малую часть экспонатов музея «Невьянская икона», но надеюсь, мне удалось вызвать интерес у читателя к этому необычному музею и к теме иконографии.
Для заинтересовавшихся – адрес музея «Невьянская икона»: г. Екатеринбург, ул. Энгельса, 15 (вход в музей с ул. Белинского, здание на углу стоит).
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
19 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Святослав
20.04.2020 в 20:36 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В музее я был. Прослушал гида, узнал много интересного.Он рассказал, как Ройзман попал в забавную ситуацию, когда вёз в багажнике Спаса Полуночного, которого гаишники приняли за тело. Интересна Невьянская школа написания Богоматери с Христом. Христос здесь везде стоит. Ройзмана в СМИ постоянно критиковали за его собирательство икон, но в итоге все люди видят эти шедевры, и спасибо ему за это. Здесь не все иконы Ройзмана. Есть они и в музее Невьянска.
Валентина Гриценко
20.04.2020 в 21:07 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Ройзману спасибо за музей; такую замечательную коллекцию собрал и не схоронил её под замком, а людям показывает. А в Невьянске музей тоже Ройзмана или городской?
Святослав
21.04.2020 в 12:49 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Насколько я помню, они принадлежат тоже Ройзману.
ЧУМработница
20.04.2020 в 22:23 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вот это труд! ничего себе, без экскурсовода сходили)))
Вот так, значит, у Урала и НАо много общего,в том числе старообрядцы. По Нарьян-Маром есть местечко, бывший город пустозерск. Именно там в 1682 году сожгли идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. В часовенке, которую в Пустозерске построили приверженцы старой веры, есть иконы, похожие на некоторые из ваших.
Валентина Гриценко
21.04.2020 в 12:46 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, я помню ваш рассказ об экскурсии по тем местам. я тогда тоже удивилась, что старообрядцы были (наверное и есть) в НАО и что протопоп Аввакум был в ваших краях.
Надежда Семеновна
22.04.2020 в 18:36 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Замечательный частный музей, Валентина. По-больше бы таких музеев. Так много скульптур, икон, макеты. Я с удовольствием послушала, почитала, посмотрела видео. Эти видео ваши? Да, старообрядцы много работали, но затем они уехали из-за гонений на них. Вы правы — многие иконы можно читать, долго рассматривать.
Валентина Гриценко
22.04.2020 в 20:44 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Надежда Семёновна, эти видео не мои, я их экспортировала из группы в ВКонтакте «Музей Невьянская икона в Екатеринбурге». На всех видео в левом нижнем углу иконка vk, нажав на неё перейдёте прямо в ту группу.
Сергей
22.04.2020 в 23:26 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Неожиданно открыла целый новый мир… Никогда раньше не смотрел на иконы «такими глазами», не задумывался, что их можно читать.
Читал твои пояснения и прямо смаковал. Представляю, как интересно было бы пойти в этот музей с экскурсоводом! До сих пор я только слышал, что такой музей существует, теперь появилось желание самому всё увидеть.
Прямо благодарю за такой «глоток воздуха», что получил от твоей статьи, Валентина.
Валентина Гриценко
23.04.2020 в 15:43 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Сергей! Действительно, для меня этот музей стал настоящим открытием в мир икон, словно другой мир, с которым раньше не соприкасалась..
Миша
23.04.2020 в 14:43 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересный музей оказывается. Много раз проходил мимо. Как-то всерьёз иконами не интересовался, поэтому и не заходил. Что-то мне помнится, если не путаю, раньше этот музей вообще бесплатный был.
Валентина Гриценко
23.04.2020 в 15:45 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Насчёт бесплатного входа я не знаю, может быть когда-то так и было. Хотя, сомнительно, чтобы частный музей был бесплатным.
Александр
27.04.2020 в 10:14 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вот это да, какой музей оказывается существует! Я бы тоже с удовольствием там побывал, даже по фото видно, что там есть на что посмотреть и чему удивиться.
Валентина Гриценко
27.04.2020 в 12:12 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Верно, Александр, в музее икон есть что посмотреть и чему удивиться. Очень интересный музей.
Хуторная Елена
28.04.2020 в 15:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Действительно когда начинаешь знакомиться с историей, вникать, много интересных деталей открывается, и в этом можно разбираться бесконечно. А в музее собрано так много экспонатов!
Валентина Гриценко
28.04.2020 в 18:52 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это точно, Елена, в истории можно до бесконечности копаться; и чем глубже в неё погружаешься, тем больше открывается новых пластов, о существовании которых и не подозревал, и больше новых вопросов появляется.
Людмила
30.04.2020 в 23:36 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Потрясающая коллекция икон! Многих сюжетов таких, как кормящая Богородица и там, где они вместе с Иисусом взрослым, я тоже никогда не видела. Хотя храмов посещала много… до недавней поры. А теперь как-то не влекут, скорбь, страдания — отличительная черта Православной иконописи. И вся атмосфера храмов наших — это печаль и боль, в отличие от буддийских и индуистских. Ну, да ладно….
Музей замечательный. Молодцы, что посетили и нам поведали. Интересно очень.
А что касается религиозной безграмотности, тут мы все равны. Редко встретишь человека даже верующего, кто бы понимал и знал все тонкости. Этому надо учиться долго и кропотливо. А кто нас учил?
Валентина Гриценко
01.05.2020 в 10:10 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, когда писала статью, думала: «Вот до революции в школах преподавали закон божий, поэтому и умели читать иконы». Что касается современной школы, я всегда была против введения отдельного предмета о религии.
Константин
08.05.2020 в 21:50 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне православная иконопись всегда казалась угнетающей и мрачной. В отличие от христианской деревянной скульптуры. Увидел на фотографиях образцы ростовых деревянных фигур, подобные тем, которые попались нам в Пермской художественной галерее. Подумалось, что на Урале такая традиция существовала — изображать Христа и апостолов не только на плоской основе, но и в 3D-варианте ) Лично меня почему-то вот от таких скульптур тогда пробрало, не от икон.
Валентина Гриценко
10.05.2020 в 10:55 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, деревянные скульптуры Христа очень впечатляют. Но оказывается такая традиция существовала не только на Урале, просто именно в Перми нашлись люди, собравшие эти скульптуры в один музей.