Продолжаю рассказ о нашем путешествии по сопкам утреннего Карпинска. В комментариях к первой части рассказа многие читатели удивлялись:
— Где народ?
— …такое ощущение, что город опустел,
— …город какой-то необычный. Как будто не из нашего времени,
— Так тихо и уютно… природа и нет шумной городской суеты,
— Красиво и спокойно.
Поэтому, думая над вступлением к следующей части рассказа, решила в качестве эпиграфа привести стихотворение Алексея Ахметова о родном городе Карпинск. Мне оно очень понравилось и это стихотворение очень созвучно с теми ощущениями, что испытываешь в Карпинске и его окрестностях.
На самом севере Урала
Есть город —
Там моя душа.
И жизнь идет неторопливо.
Течет спокойно, не спеша…
Седые горы, речки, нивы
Природа манит и зовет.
Пусть нет там слова «перспектива»
Карпинск и дышит и живет!
Итак, мы отправились за приключениями на следующую сопку — южную. С улицы Советской поворачиваем на юг на ул. Ленина. На повороте привлекает внимание большое двухэтажное здание, довольно обшарпанное. Когда-то это была контора Богословского медеплавильного завода. В советское время здание реконструировали под Дом культуры машиностроительного завода. После перестройки ДК был заброшен. Судя по тому, что на втором этаже пластиковые окна, сейчас здание бывшего ДК машзавода каким-то образом используется.
За деревянным мостом с односторонним движением через р. Турью дорога уходит в заречный район Карпинска, где в основном деревянные дома. Попадаются заброшенные и покосившиеся, вот-вот рухнут, например вот такой большой двухэтажный деревянный дом, думаю, построен был в конце XIX — начале XX веков.
Встретилось несколько каменных зданий, на одном читаем табличку «В 1918 г. в этом доме формировался партизанский отряд под командованием Н.Огородникова». Правда, в интернете упоминается командир отряда Ф.И. Огородников. Где ошибка, на табличке или в интернете, не знаю. А до революции здесь находилась жандармерия. Похоже, это здание тоже заброшено.
В честь красного командира партизанского отряда Огородникова и названа эта улица. Раньше она называлась Верхотурской, т.к. с неё начиналась дорога на Верхотурье — Верхотурский тракт (Богословский завод — зимовье Каквинское — зимовье Лобвинское — село Караул — деревня Бессонова — г. Верхотурье). По этому тракту с 60-х годов XVIII в. и до начала XX в. заселялись Богословские заводы и Ивдельский край. По нему с Богословских заводов поставлялась медь на Екатеринбургский монетный двор, из которой чеканилась медная монета для всей России. Это по этому тракту в ноябре 1868 г. будущий изобретатель радио 9-ти летний Александр Попов покидал отчий дом, отправляясь на учёбу в Далматовское духовное училище, где преподавал его старший брат Рафаил.
В Карпинском музее сфотографировала открытку. Вот такой вид открывался перед путешественником, подъезжавшим к Богословску с Верхотурского тракта.
С улицы Огородникова мы поднялись по ул. Калинина на Южную сопку прямо к вышке сотовой связи. Машину оставили здесь, и пошли гулять по сопке.
Северный склон сопки довольно крут, он обрывом спускается к заводским цехам.
Вот на этом месте, на берегу р. Турья, в XVIII веке Максим Михайлович Походяшин и построил Богословский завод. Я уже упоминала, в первой части моего рассказа о Карпинске, что изначально завод строился, как железоделательный для перековки чугуна с Петропавловского завода. И одновременно со строительством завода, в 12-ти верстах от него, Походяшин начинает строительство первого медного рудника на берегу Турьи. Медное месторождение оказалось богатым, строятся новые рудники, которые впоследствии получили название Турьинские рудники. А на Богословском заводе кроме молотового железоделательного производства запустили медеплавильные печи. Вскоре Богословский завод стал крупнейшим медеплавильным заводом Урала.
Помимо плавки меди и выделки железа, на Богословском заводе занимались производством медной посуды, литьем колоколов.
В 1887 году в Богословске на правом берегу реки Турья был запущен под руководством талантливого горного инженера, главного управляющего Богословским горным округом Александра Андреевича Ауэрбаха, химический завод «для выделки серы, соды, хрома». Следом за ним были построены стекольный, фосфорный и хромпиковый заводы.
Южная сопка – отличная смотровая площадка (высота 233,2 м). За рекой — Карпинск, видны и деревянные дома частного сектора и пятиэтажки. На вершине Северной сопки – старая водонапорная башня.
Внизу за рекой Введенский собор, рядом белеет отреставрированным фасадом здание бывшего акционерного общества Богословского Горного округа.
На горизонте за городом вершины Уральских гор.
И снова не могу не процитировать стихотворение о Карпинске В.Головченко «Горы рядом».
Горы рядом, горы рядом-
Только руку протяни.
Дотянулся только взглядом,
Лишь вершины чуть в тени.
Кажется уже в обнимку
Я с горами наравне.
Мне б заветную вершинку,
А еще же что бы мне?
Мне бы с ними побрататься,
Только слишком крут подъем.
Буду все-таки пытаться
Не крылами, а пером.
Оба стихотворения я нашла в соцсети ВКонтакте «Карпинск, город на Северном Урале. Мы – Карпинцы».
Старая водонапорная башня, словно маяк на вершине Северной сопки (горы Голой).
По сравнению с Южной сопкой, Северная, действительно, кажется голой, на склонах лишь домики с огородами.
Видео, которое я сняла, стоя здесь на Южной сопке (другое название гора Станционная) я уже публиковала в блоге, посмотрите пост «Виды города Карпинска с гор». Второе по счёту, как раз, видео, сделанное с этого места.
Сейчас покажу, почему Южную сопку назвали Станционной горой. Прямо под горой проходит железная дорога.
Вот здесь и появилась первая на Северном Урале железная дорога – 16-ти километровая узкоколейка от Турьинских рудников до Богословского медеплавильного завода. Железная дорога была построена в 1883 г. стараниями главного управляющего Богословским горным округом Александром Ауэрбахом для доставки медной руды с рудников.
Правда, судя по старым фотографиям и планам селения Богословского завода, та, самая первая узкоколейная железная дорога пересекала речку Турья немного восточнее, проходила рядом с Богословским Введенским собором, мимо дома главного управляющего БГО, заканчиваясь у заводского пруда. Там в железнодорожном тупике всегда «стоял наготове служебный вагон № 1, изнутри роскошно отделанный и обставленный мягкой мебелью. К слову сказать, А.А. Ауэрбах редко пользовался этим вагоном, предпочитая стоять рядом с машинистом, чтобы следить за дорогой. Вагон, в основном, использовался высшими служащими округа».
Пройдя по Южной сопке на восток можно увидеть и железнодорожную станцию. А по пути открывается вид на Казанскую церковь.
Вот и железнодорожная станция Карпинск.
После строительства в 1906 г. Богословской железной дороги широкой колеи от станции Гороблагодатская (г. Кушва) до станции Надеждинский завод (ныне г. Серов) началась постепенная реконструкция узкоколейной Богословско-Сосьвинской железной дороги на широкую колею. Официальная дата ввода в эксплуатацию ширококолейной железной дороги от Надеждинска (Серова) до Сосьвы, Богословска (Карпинска) и Бокситов (Североуральска) — 1936 год. И скорее всего это здание вокзала было построено в 1936 г. Интересно, что железнодорожную станцию «Богословск» переименовали в «Карпинск» только в 1964 г., тогда, как городу присвоено имя Карпинск в 1941 г.
Вы заметили на фото, что все окна вокзала закрыты ставнями? А дело в том, что с 2014 года железнодорожное пассажирское сообщение отменено с Карпинском, как и с соседними городами: Краснотурьинском, Волчанском, Североуральском. Так что народу из северной уральской глубинки предложили добираться по старинке – по тракту. Утрирую, хотя, по сути, так и есть, тракт только сейчас не Верхотурский, а Серовский.
А над железнодорожной станцией на Станционной горе расположился небольшой посёлок Уральский.
Немного прошлись по Уральскому посёлку, видно, что раньше он был больше, много домов уже снесено, остались местами покосившиеся заборы.
Погода всё же окончательно испортилась, пошёл дождь. Хотела сфотографировать соседний город Краснотурьинск, его было хорошо видно с Южной сопки, пока не пошёл дождь. Не успела, Краснотурьинск почти скрылся за туманной пеленой моросящего дождя. Но фото поселковой улицы получилось интересным.
Пришлось бегом возвращаться к машине, чтоб не промокнуть, и вдруг радуга. Над нами, над городом чёрная туча, а на северо-западе над горными вершинами солнце и радуга.
Дождь переждали в машине, за одним и подкрепились горячим чаем из термоса с круассанами. Но дождик нас только напугал, быстро закончился. А мы отправляемся обратно, чтобы продолжить путешествие – экскурсию по центру Карпинска. Однако делаем ещё остановку у того самого деревянного моста с односторонним движением через реку Турья.
Оказывается это не просто мост – это остатки заводской плотины, строительство которой начиналось в 1768 г.
Плотина была большой, по наиболее ранним сведениям: 320 м в длину.
Из нескольких водосливных каналов остался один.
«К началу XIX века, по данным описания берг-инспектора П.Е. Томилова (1807 год), плотина была длиной 426,7 м, шириной внизу 32 метра, вверху —25,2 м, высотой 7,8 м, пруд в длину имел 8 верст».
По этому пруду даже пароход ходил.
На фото здание слева это заводская контора, современный вид которой показан в начале рассказа. За конторой возвышается колокольня Богословского Введенского собора.
А вот, как сейчас выглядит бывший заводской пруд.
Хоть пруд и обмелел, пейзажи здесь красивые, милые сердцу.
Сейчас трудно представить, что когда-то здесь ходил пароход.
Добавлю ещё, что Богословский завод работал до 1918 г., во время гражданской войны завод был остановлен и уже больше не запускался «ввиду истощения запасов богатых руд, почти полного исчерпания руды из действовавших рудников».
«До осени 1941 года на площадке бывшего медеплавильного завода, как подсобное предприятие угольной промышленности, действовало только железнодорожное депо с механическими мастерскими Наркомата путей сообщения». А в ноябре 1941 г. в Карпинск прибыл первый эшелон с оборудованием эвакуированного из Донбасса Сталинского машиностроительного завода им. 15-летия ЛКСМ Украины. Затем в декабре пришло ещё два эшелона с оборудованием и людьми. Так появился на месте Богословского медеплавильного завода Карпинский машиностроительный завод, начавший выпуск военной продукции в 1942 году. В настоящее время завод выпускает продукцию для горнодобывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса.
Вот так совершив небольшое путешествие по сопкам Карпинска, мы прикоснулись к истории возникновения здесь в уральской тайге рабочего посёлка Богословск, посмотрели на бывший Богословский завод. Для меня это путешествие – ещё одна страничка в интереснейшей книге истории Богословского горного округа — одного из богатейших своими природными ресурсами и экономически развитых на Урале в конце XIX начале XX веков.
Однако это ещё не весь Карпинск, а лишь самая старая его часть, так называемая «Богословская сторонка», поэтому, друзья, будет ещё продолжение рассказа о нашем путешествии в Карпинск.
Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта
"Истоки. Путешествие по России"
Валентина Гриценко
Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
34 комментария
Перейти полю для комментария ↓
Сергей
09.11.2017 в 12:08 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Двоякое чувство испытываешь, глядя на такие фотографии. С одной стороны, минорная осенняя грусть, какая-то даже ностальгия, умиление нашей уральской природой. Настрой, атмосферность присутствуют в фоторепортаже.
С другой… На дворе заканчивается, можно сказать, первая четверть XXI века, и половина нашей страны живет вот в таких поселениях, как Карпинск.
Валентина Гриценко
09.11.2017 в 12:47 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Сергей, так и получается половина страны не живёт, а выживает. Вот и задумаешься о всей нашей 100-летней истории, куда мы вообще пришли.
Галина
09.11.2017 в 12:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валя! Ты исторический материал собираешь до поездки, или после, используя имеющиеся фотографии? И всё таки жалко…скоро в старых Уральских городах останется только история, развития нет, люди уезжают…
Валентина Гриценко
09.11.2017 в 12:56 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Галина, обычно до поездки лишь в общих чертах. Основательно ищу историческую информацию после поездки, потому, что становится интересно.
Софья
09.11.2017 в 16:23 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Глядя на некоторые фотографии, так и захотелось сказать — Так вот какие Уральские горы! Очень интересное путешествие, столько эмоций вы получили!
Валентина Гриценко
09.11.2017 в 16:34 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это вид Уральских гор издалека, а вот на вершинах… такое чувство полёта охватывает.
Александр Никитин
09.11.2017 в 16:25 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Пейзажи с прудом действительно завораживают. Соглашусь с Сергеем, в таких маленьких городах происходит раздвоение чувств. С одной стороны, в них другой темп жизни, другая атмосфера бытия, в которой отдыхаешь душой, но с другой стороны очень скоро накатывает грусть — а выживет ли все это?
Валентина Гриценко
09.11.2017 в 16:43 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, Александр, грустно делается, особенно, когда сравнишь провинциальный уральский городок с английской деревней, например. Всё время бывая в гостях у Тани в «Записках из английской глубинки», думаю, почему наша то глубинка вот так живёт, что у нас ума не хватает или ещё чего.
Valera
09.11.2017 в 20:38 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Трогательная история, милая сердцу провинция. Молодежь тянется к центру — такая жизнь…
Валентина Гриценко
09.11.2017 в 21:22 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, где-то прибывает, где-то убывает.
Александр Каратаев
10.11.2017 в 10:08 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Валентина, каждое Ваше путешествие — это прикосновение к истории! Отличный репортаж о Карпинске. На одном из первых фото, где заброшенный деревянный дом, вроде бы с левой стороны несколько окон застеклены, там живут? А все остальные окна пустые… Если живут, то странно, а если не живут, то ещё более странным кажется наличие там окон застеклённых…
Какие красивые пейзажи! Вы нашли более точное определение: «милые сердцу» — так и есть.
Вид с Южной сопки на Богословский медеплавильный завод, 1900 г., а ниже уже Вы фотографировали виды Карпинска. А вот было бы интересно, если бы с той-же точки, что и в 1900 году Вы сделали фото в том же направлении. Для сравнения, так сказать…
А ещё мне просто стало любопытно, Вы так подробно рассказываете о строениях… Откуда Вы всё это знаете? Неужели останавливаетесь, фотографируете и тут-же спрашиваете у местных, мол, что это за дом, да кто его построил? Понимаю, что это не так, но откуда эта ценнейшая информация? Ведь практически каждая Ваша фотография — это не просто «посмотрите какой дом», а детальный рассказ о нём и о людях…
У Вас очень серьёзный подход к делу и Вас очень интересно читать. Спасибо!
Валентина Гриценко
10.11.2017 в 11:41 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Александр, спасибо за Вашу оценку, приятно слышать, что «мои исторические погружения» интересны ещё кому-то кроме меня.
По поводу деревянного заброшенного дома — в доме не живут, а стёкла в тех окнах частично побиты. Я специально обошла с той стороны дом, тоже показалось, что окна там все застеклены. Глядя на этот дом, я подумала, хорошо бы его перевезти в музей под открытым небом, есть у нас в Свердловской области такой, в Нижней Синячихе — музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства.
Фотографию «Вид с Южной сопки на Богословский медеплавильный завод, 1900 г.» я увидела уже, когда готовила статью, а то бы, да, непременно этот ракурс нашла на местности. Но ничего, в следующий раз туда прогуляемся, тем более, что сын у меня уже спрашивал, когда ещё в Карпинск поедем, ему там понравилось в бинокль всё разглядывать.
Информацию о строениях нахожу в интернете и в краеведческих музеях.
Александр Каратаев
10.11.2017 в 13:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне трудно понять тех людей, которым история не интересна. Я не говорю уже о какой-то древности, это вообще таинство великое, но даже проходя мимо старого, ещё царских времён, дома просто поневоле задумываешься о том, кто тут жил, как жил, чем радовался, чем печалился… И если вдруг посчастливиться узнать что-то, то это сродни волшебству или алхимии — как будто удалось заглянуть сквозь завесу времени…
Чувство изумительное!
Ой как я хочу с вами… 🙂
Валентина Гриценко
10.11.2017 в 14:01 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Присоединяйтесь. 🙂
Brisco Tanya
10.11.2017 в 22:12 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Очень красивая природа, а осенние краски придают ей оттенок таинственности. Жаль, что заброшены здания, которые когда-то украшали город, Валентина. Отпечаток былого величия виден до сих пор.
Валентина Гриценко
10.11.2017 в 23:54 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
В конце XIX века это был центр Богословского горного округа, наверное, самого большого, по крайней мере, на Урале, площадью 3800 кв. вёрст (4324,8 кв. км).
Анна
11.11.2017 в 00:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вот она — наша Родина. Такая, какая есть. Красивая природа и …увы, упадок
Валентина Гриценко
11.11.2017 в 09:15 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, какая есть. Как там у Шевчука:
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат — уродина,
А она нам нравится,
Спящая красавица,
К сволочи доверчива,
А ну, а к нам — тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля…
Ирина Зайцева
11.11.2017 в 02:18 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Такой маленький городок и такая богатая история. В небольших городах главная ценность — люди. Они прикипают душой к родным местам. Правильно написал Алексей Ахметов.
Валентина Гриценко
11.11.2017 в 09:45 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Вообще, побывав в Карпинске, я изменила своё отношение к нему с пренебрежительного на уважительное. Он меня впечатлил, так же, как впечатлил в своё время самый маленький город Свердловской области — Верхотурье.
Ольга Парфенова
11.11.2017 в 08:50 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересная история, многие ей позавидуют.
Валентина Гриценко
11.11.2017 в 09:46 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, история города интересная.
Галина Шефер
14.11.2017 в 00:41 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Мне нравятся такие тихие провинциальные города. В них очень атмосферно, дышится легко. У нас иной раз на центральных улицах как в метро в час пик… На меня это давит.
Я иногда хочу перебраться куда-нибудь в город поменьше, южнее, теплее. И чтобы обязательно там была красивая природа, горы и прекрасная архитектура. Ну или хотя бы просто горы…
Но мне больше нравятся города с южным колоритом. Всю жизнь живу на Юге. Мне это близко.
И всё равно Карпинск мне очень понравился в твоём описании. Валя. И стих Алексея Ахметова тоже. Такой лиричный! Мне такая лирика понятна. Я знаю это ощущение от прекрасных малых городов России.
Спасибо тебе за такие душевные рассказы о Карпинске!
Валентина Гриценко
14.11.2017 в 09:29 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Галя, за отзыв.
Евгений
15.11.2017 в 00:57 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Атмосферные фотографии. Захотелось побывать. Очень красиво!
Валентина Гриценко
15.11.2017 в 19:30 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо, Евгений. Может когда-нибудь и побываете.
Ольга
25.11.2017 в 23:27 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Простор такой, что дух захватывает. Красота вокруг. Не знаю, хотела бы постоянно жить в таком городке, но вот отдохнуть недельку другую от суетной повседневки — самое то.
Валентина Гриценко
26.11.2017 в 09:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Согласна, самое то — отдохнуть от суеты.
Татьяна
30.11.2017 в 20:45 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Удивительно живописное место. Даже развалюшки очень поэтично смотрятся.
Валентина Гриценко
30.11.2017 в 21:35 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Да, что-то в них есть, колоритное что ли.
Светлана Ранджелович
15.12.2017 в 17:26 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Каждый раз у вас на сайте попадаю в какую-то особую реальность — что-то как из близкого сна, что-то такое родственное… Удивительно. Спасибо большое! Стихи — настоящие, рада была прочесть.
Валентина Гриценко
15.12.2017 в 18:34 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Спасибо за отзыв, Светлана. Стихи мне тоже понравились. добрые очень.
Роман
18.12.2017 в 14:16 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Интересное место для прогулки с фотоаппаратом и пробежки в удовольствие!
Валентина Гриценко
18.12.2017 в 19:33 (UTC 5) Ссылка на этот комментарий
Это точно, место интересное.